Академик С.Д. Сказкин, отмечал, что в конце XV в. Европа вступила в новый период международных отношений, который был связан с завершением образования крупнейших государств континента - Испании, Португалии, Франции, Польши, Австрии (наследственные земли Габсбургов), а также с наметившимся процессом консолидации в пределах Священной Римской империи германской нации. Турция, менее крупные Скандинавские государства - Дания, Швеция и Норвегия - и совсем уже мелкие западногерманские княжества, итальянские городские республики, тирании дополняют политическую карту Европы. На востоке Европы огромное Московское государство вступает на политическую арену Европы во второй половине XVI в. Уже в XV в. необходимость государственного единства становится настолько очевидной, что государственный интерес начинает рассматриваться как высшее мерило в политике. Раньше других и, пожалуй, наиболее последовательно эти новые взгляды на государство и политику были выражены у Макиавелли.
Макиавелли (1469-1527), один из замечательных политических мыслителей средневековья, вскрыл подлинные основы реалистической политики всех и всяких монархов - государей, укрепляющих и расширяющих свою власть любыми средствами, дозволенными и недозволенными . С циничной откровенностью, не стесняемой никакими соображениями морального порядка, он нарисовал в своем сочинении Государь тип монарха, которому все дозволено ради одной цели - безграничного расширения своей власти. Но, освобождая своего государя от всяких моральных стеснений, Макиавелли мечтал использовать честолюбие и жадность итальянских властителей в интересах объединения Италии. С этой точки зрения теория дипломатического искусства подчинялась у Макиавелли принципу государственного интереса .
Следует иметь в виду, - утверждает Макиавелли в своем Государе , - что есть два рода борьбы: один - силы, другой - посредством законов. Первый свойственен зверям, второй - людям. Но так как посредством законов не всегда помогает, приходится прибегать к силе. Поэтому государю необходимо пользоваться приемами и зверей и человека. Если же государь принужден научиться приемами зверя, то он должен выбрать из числа зверей лису и льва, ибо лев не может защититься от змеи, лиса - от волков. Следовательно, надо быть лисой, чтобы распознать змей, и львом, чтобы расправляться с волками . Государю , - заключает автор, - необходимо обладать духом настолько гибким, чтобы принимать направление, указываемое веяниями и превратностями судьбы, и … не уклоняться от пути добра, если это возможно, но уметь вступать и на путь зла, если это необходимо .
О политическом реализме Макиавелли, выросшем из потребностей эпохи, свидетельствует то, что его идеи разделялись крупнейшими политическими деятелями и дипломатами позднего средневековья и нового времени.
Английский посол во Франции Генри Уоттон так определял в XVI в. функцию посла: Муж добрый, отправленный на чужбину, дабы там лгать на пользу своей стране . Крупнейшему из политиков и дипломатов XVI в. кардиналу Ришелье, который правил Францией с 1624 по 1642 г., принципы Макиавелли не кажутся циничными. В глазах Ришелье они не лишены подлинного величия. Государственный интерес господствует у Ришелье в его взглядах и в его практике. Государство превыше всего. Государство есть ценность, во имя которой все средства хороши , - таков смысл рассуждений Ришелье в его замечательном политическом завещании . Быть суровым, - советует он королю, - по отношению к людям, которые хвалятся тем, что нарушают и пренебрегают законами и распоряжениями государства, это значит это значит действовать во имя общего блага . Христиане должны забывать об оскорблениях, наносимых им лично, но правители должны помнить проступки, которые наносят ущерб общему интересу. В самом деле, оставлять их безнаказанными значит совершать их дважды… Бич, который является символом правосудия, никогда не должен оставаться без применения .