Абсолютно очевидно, что 11 сентября 2001 года спецслужбы всего мира получили весомое подтверждение своей необходимости, повод для раздувания бюджетов. Впрочем, результаты антитеррористической переориентации спецслужб отнюдь не гарантируют успешного результата. Лекарства от терроризма пока не найдено. Привлечение внимания налогоплательщиков к этой стороне деятельности спецслужб делает не столь заметной иную тенденцию: усиление экономической разведывательной деятельности.
Окончание холодной войны поставило перед спецслужбами мира архисложную задачу: подыскать оправдание своему существованию, раздутым бюджетам, непомерному штатному расписанию и агентурной сети.
И выход, кажется, был найден. Государственные спецслужбы позарились на кусок, который раньше большей частью доставался коммерческим службам безопасности и детективным агентствам. Государственные разведчики вдруг заявили, что экономический шпионаж - это если не главное, то одно из приоритетных направлений государственных спецслужб. Раньше главная угроза государственной безопасности исходила из политического противостояния систем. Теперь нас убеждают, что государству угрожает потеря информационного, интеллектуального, технологического капитала. Насколько это соответствует действительности - не беремся судить. Впрочем, господам генералам удалось убедить в этом тех, кто принимает стратегические государственные решения. И лед тронулся.
Лидером в сфере хищения коммерческих тайн является Япония. 80% всех идей, которые используются в японских компаниях, получены от сотрудников, стажировавшихся в других компаниях. В 1993 году Ассоциация ветеранов разведки США констатировала, что деятельность японских государственных ведомств и частных фирм в сфере промышленного шпионажа является наиболее широкомасштабной, интенсивной и беспрерывной .
Сами американцы тоже не промах. Еще в 1990-м году в директиву национальной безопасности США были внесены приоритетные направления разведки в сфере экологии ресурсов, охраны здоровья, науки и техники, мировой экономики. В декабре 1994-го США в значительной мере пересмотрели национальную политику информационной безопасности. Этим занимался Комитет по политике информационной безопасности США (Security Policy Board), возглавляемый заместителем министра обороны и директором Центрального разведывательного управления. Президент Клинтон в своем директивном указании поставил перед Комитетом задачу обеспечить безопасность национальных информационных технологий путем создания упрощенных, унифицированных и экономически эффективных систем безопасности . Комитет призван был найти разумный компромисс между необходимостью упрощения прохождения информационных потоков и защиты конфиденциальности информации . Насколько это удалось американцам - вопрос риторический, коль скоро, по неподтвержденным данным при подготовке терактов 11 сентября хакерам удалось вывести из строя спутниковую систему НАСА…
Однако, американские спецслужбисты хорошо поработали, запустив и используя свою глобальную систему спутникового перехвата информации Эшелон , чем нанесли немалый информационный урон Европе. Урон, исчисляемый, в том числе, миллиардами долларов. А это, в свою очередь, заставило Европарламент поддержать решение о создании достойной альтернативы Эшелону . Как видим, с падением железного занавеса спецслужбы мира не загрустили и нашли себе достойную работенку. Даешь межконтинентальную войну спецслужб на информационном поле!
В связи с все большей потребностью в экономической информации про различные государственные и частные структуры иностранных государств во Франции создан институт In-telco, отвечающий за информирование деловых кругов страны по широкому кругу вопросов, которые представляют экономический интерес.
В начале сентября 2001 года знаменитая Британская военная контрразведка МИ5 заявила о своей готовности поставлять промышленным фирмам информацию об их зарубежных партнерах и конкурентах. Причем, ориентиры и шпионская база прошлых десятилетий не потеряны: прежде всего внимание МИ5 будет адресовано компаниям Восточной Европы. Во всеуслышанье британцы заявляют об этом впервые. Генеральный директор MИ5 сэр Стивен Лендер выступил перед британскими бизнесменами в главном управлении спецслужбы, попытавшись убедить большой британский бизнес, что без службы госбезопасности им не жить. В числе слушателей шефа МИ5 были первые лица таких гигантов как British Telecom и Rolls-Royce, крупнейших британских банков. Сэр Стивен Лэндэр подчеркнул, что предлагаемые контрразведкой услуги находятся в границах законности, не затронут прав человека. В общем - набор магических заклинаний, которые провозглашает любая спецслужба, перед тем, как заполучить себе дополнительные права и финансирование.
И такие примеры можно продолжить до бесконечности.