Прежде всего определимся с самим понятием вербовки. Под ней следует понимать систему агентурно-оперативных мероприятий по привлечению лица, способного в настоящее время или в будущем выполнять задания разведывательного или контрразведывательного характера, к негласному сотрудничеству со спецслужбой.
В классическом виде процесс вербовки проходит несколько этапов, которые укрупненно можно разделить на подготовительную стадию и непосредственное осуществление вербовки. Вначале определяется круг лиц, подходящих для выполнения того или иного задания в качестве агентов, то есть определяется вербовочный контингент. Он включает совокупность лиц в интересующей сфере (стране, ином объекте), имеющих разведывательный потенциал, по тем или иным соображением могущих согласиться на негласное сотрудничество с данной спецслужбой и имеющих необходимые для агентов личные и профессиональные возможности. Затем из этой совокупности отбирается пригодный индивидуум, делает это так называемый наводчик. Иногда данная стадия пропускается, это происходит тогда, когда по тем или иным причинам привлечение к негласному сотрудничеству конкретного лица ясно изначально. Затем установщики и разработчики изучают объект, выявляют его сильные и слабые стороны, личные и профессиональные возможности, устанавливают наличие компромата, круг связей будущего агента, после чего утверждается кандидатура на вербовку. Как правило, оперативный работник самостоятельно не имеет право приступать к вербовке, она должна быть утверждена руководством и включена в соответствующий план приобретения новой агентуры. Причиной этого является то, что ни один офицер, ни даже отдельное подразделение не может знать ситуацию с каким-либо кандидатом во всей полноте. Исключение составляют случаи внезапного изменением хода какой-либо из операций, в результате которого появляется незапланированная вербовочная ситуация - совокупность обстоятельств, способствующих успешному привлечению к сотрудничеству интересующего объекта. В подобных случаях ее использовать просто необходимо. В общем же виде кандидата в агенты необходимо проверить по учетам своей спецслужбы, выяснить, не является ли он действующим или архивным агентом параллельной спецслужбы (для чего разрабатываются особые процедуры, исключающие такую двойную вербовку и в то же время не расшифровывающие агента перед соседями ). После выбора кандидата проводится его вербовочная разработка - агентурно-оперативное мероприятие по разработке объекта, включающее установление основы и метода вербовки, способов влияния на него и подталкивающих объект к установлению негласного сотрудничества со спецслужбой. Разработка осуществляется различными методами: агентурным, через официальные источники, с использованием наружного наблюдения и оперативно-технических средств. После утверждения кандидатуры утверждается также основа и особенности вербовки.
На этом следует остановиться особо. Тактика вербовки выбирается в зависимости от ситуации, личностных и социальных особенностей объекта и сопутствующих обстоятельств, в том числе смоделированных в ходе вербовочной операции. Прежде всего определяется основа для вербовки. В соответствии с этим различают вербовку на идейно-политической (идеологической) основе, на материальной основе, на морально-психологической основе и на основе компрометирующих материалов. Последняя является основой для вербовки под принуждением, тогда как три первые предусматривают добровольное согласие вербуемого на установление агентурных отношений. В некоторых государствах спецслужбы практикуют еще одну, более жесткую разновидность вербовки под принуждением, заключающуюся в реальной угрозе жизни или здоровью самого вербуемого, его родных или близких. Чаще такой метод используется на войне в отношении противника. При всей его определенной эффективности следует учитывать, что установленные под принуждением агентурные отношения, во-первых, немедленно обрываются агентом, как только угроза проходит, а во-вторых, часто вызывают у него стремление отомстить за пережитый страх или унижение. Поэтому такие агенты могут быть весьма потенциально опасны, что постоянно следует учитывать.
Материальная основа для вербовки является самой ясной, определенной и регулируемой. Этот стимул легко усиливать, ослаблять или безболезненно ликвидировать, когда надобность в агенте минует. Идейно-политическая основа обычно создает более прочную связь агента со спецслужбой, чем какая-либо другая, порой даже толкает его на самопожертвование во имя идеи, но она опасна возможным разочарованием в данной идеологии, чреватой отходом агента от сотрудничества. Наименее контролируемы агенты, работающие на морально-психологической основе, хотя в некоторых случаях она может создавать мощный стимул для сотрудничества. На практике вербовка чаще всего осуществляется не на одной из основ в чистом виде, а в их смешении в некоторой пропорции. Так, например, убежденный сторонник какой-либо идеологии одновременно может сильно нуждаться в деньгах и одновременно стремиться удовлетворить свои личные амбиции путем использования помощи спецслужбы в решении каких-либо вопросов.
После определения основы для вербовки, одновременно с которой решается вопрос вербовки под своим или же под чужим флагом, то есть от имени собственной или чужой спецслужбы, следует определить метод ее проведения. Методов бывает два: постепенного втягивания и прямого предложения (известный также как вербовка в лоб ). При первом методе оперативный контакт вербующего офицера с потенциальным агентом не однократен, а состоит из серии встреч, иногда довольно продолжительной. В ее ходе объект постепенно приучается к мысли о необходимости поддержания связи с данныс человеком, которого он, как правило, еще не идентифицирует в качестве сотрудника спецслужбы. Постепенно достигается доверительность в отношениях, иногда вербовщик становится необходимым вербуемому. Часто применяется тактика постепенного сокрытия факта таких встреч от посторонних, от объекта зачастую получается информация возрастающей степени секретности, и на какой-то стадии вербуемому уже не остается пути назад. На данной подготовительной стадии иногда оперативный сотрудник уже начинает передавать ему некоторые суммы денег, еще глубже втягивая в сотрудничество. Все это завершается вербовочной беседой, в результате которой объект, как правило, должен дать письменное формальное согласие на сотрудничество со спецслужбой (иногда обходятся без этого). С ним вкратце обговариваются условия, обозначается круг задач и назначается следующая встреча, в ходе которой будет проведено закрепление вербовки и начат инструктаж.
Суть вербовки методом прямого предложения понятна из самого ее названия. Такой вариант применяется либо в случаях внезапного возникновения вербовочной ситуации, либо при наличии результатов предварительной разработки кандидата, позволяющих с достаточной степенью вероятности ожидать его согласия на вербовочное предложение, либо в условиях предстоящего отбытия объекта из зоны досягаемости. При использовании метода прямого предложения многократно возрастает риск резкой негативной реакции объекта, поэтому в данном случае бывает целесообразно использовать вербовщика, специально прибывшего для этой цели и в случае осложнений немедленно покидающего страну или регион. Это позволяет обезопасить оперативных работников и уберечь их от расшифровки.
Вместо вербовочного подхода спецслужбы в отдельных случаях практикуют направление вербовочных писем, однако этот метод редко дает хорошие результаты.
Вербовка агента является не самоцелью, а важным звеном в создании агентурных позиций на том или ином направлении, то есть по сути, как это ни парадоксально, вспомогательной операцией. Вербовщик должен обладать лучшими оперативными качествами, быть хорошим психологом, уметь быстро принимать решения в изменяющейся обстановке, быть готовым к любому поведению объекта и к внезапному появлению на сцене контрразведчиков противной стороны. Это доступно далеко не каждому, даже опытному офицеру, поэтому квалифицированные вербовщики составляют золотой фонд любой спецслужбы, а успешная вербовка, особенно в сложных условиях, служит показателем высокого оперативного мастерства.