При активной разработке изучаемого объекта невозможно обойтись без скрытного наблюдения за его личной и деловой жизнью, выполняемого чаще всего визуальными (слежка) и акустическими (подслушивание) методами. Таковое отслеживание производят как эпизодически (с целью выяснения определенного факта), так и постоянно (для ориентации в текущей ситуации и ее реальных изменениях).
А. Наблюдение за стационарным объектом
К наблюдению за каким-либо стационаром - некоторым помещением, строением, открытой площадкой - прибегают, чтобы:
· выявить его посетителей;
· перехватить разыскиваемого человека;
· разработать сей объект для проведения конкретной акции.
Тщательное контролирование посетителей надо осуществлять из удачно выбранного места, с какового превосходно наблюдаются все возможные подходы к объекту и где длительное пребывание незнакомого индивида не способно вызвать нежелательного подозрения (столик в кафетерии напротив, остановка городского транспорта, имитируемая рабочая или торговая точка.., а иной раз и всецело незаметно (чердак, крыша или квартира в подходящем доме...). Если же тайное размещение связано с определенными затруднениями, следует почаще менять привлеченных к делу людей, прибегать к слежке из автомобиля или имитировать его поломку с последующим ремонтом.Будучи в рабочем помещении, занавесьте окна легкими занавесками и смотрите из глубины комнаты, а чтобы не обнаружить себя резкими демаскирующими бликами применяемой оптики, пользуйтесь так называемыми световыми туннелями .Должную фиксацию посетителей в случае необходимости можно осуществлять путем фото - и видеосъемки, причем незаметность таких действий обеспечивается применением портативной аппаратуры, длиннофокусных объективов и различных (в том числе импровизированных) приставок бокового обзора. При фотографировании в сумерках применяют инфрахроматические материалы вкупе с фотовспышкой с черным светофильтром, или же используют различные методики, резко увеличивающие светочувствительность обычных пленок до необходимых 2000-4000 единиц ГОСТа.
Здесь можно использовать такие способы, как:
· промывание пленки в холодной воде перед экспонированием (повышение чувствительности в 2 раза);
· промывание пленки в слабом растворе аммиака перед экспонированием (повышение в 3 раза);
· легкое засвечивание уже отснятой пленки путем перекручивания ее в фотоаппарате при открытом затворе в полутемной комнате (повышение в 5-6 раз);
· основательное увеличение (до 10-13 минут) времени проявки в фенидон-гидрохимоновом проявителе (повышение в 4-6 раз);
· использование специального проявителя - сульфит натрия безводный (100 г), гидрохинон (5 г), бура (3 г), борная кислота (3,5 г), бромистый калий (1 г), фемидон (0,2 г), вода (до 1 л) - позволяющего регулировать степень усиления чувствительности пленки в соответствии со временем проявления (до 10-15 раз при 20-30 минутах).
Разрабатывая стационарный объект для конкретной акции выясняют:
· все пути подхода к нему;
· перспективные пути ускользания и прятанья;
· временной распорядок его обитателей и соседей;
· график движения проходящего рядом транспорта;
· временные моменты звукового прикрытия (шум стандартно проходящего поезда или звонки в школе, звон церковных колоколов...); · систему охраны;
· внутреннюю планировку объекта.
Внутреннюю планировку объекта с должной точностью определяют:
· попросту заглядывая в окна;
· проникая в помещение или на желаемую площадку, маскируясь под какого-либо посетителя, человека из обслуги, вызванного ремонтника, и любого прочего не привлекающего пристального внимания персонажа;
· ориентируясь по разным сходным объектам, вход в которые доступен;
· столов знающих людей (обитателей, строителей, обслуги, контактеров...);
· по рабочим чертежам из архивов (из бюро технической инвентаризации, или местного архитектурно-планировочного управления...).