Получение информации разведывательным путем происходит, в первую очередь, в с сфере технологий “двойного использования”. Это, например: биотехнолология, генная технология, медицинская техника, техника по защите окружающей среды, высокоэффективные компьютеры, программное обеспечение, оптическая электроника, сенсорная и сигнальная техника, накопители данных, техническая керамика, высококачественные сплавы, нанотехнология, аэрокосмическая техника, транспортная техника, а также системы контроля, измерения и управления.
Экономический шпионаж не “зациклен” на каком-либо одном средстве получения информации. Для него сгодится все, например, письменные документы (проекты, записки, черновики, фотокопии), чертежи, фотоматериал, магнитные хранители данных, электрические сигналы, модели, образцы товаров, прототипы, приборы, технические устройства и устная информация. При этом интересы разведки не ограничиваются получением готового продукта, а охватывают идеи, исследования, конструкторские работы, проекты, производство и стратегии маркетинга, то есть весь цикл разработки, создания, производства и продажи продукта. Но в центре усилий шпионажа остаются разработка и производство.
В 39% случаев шпионажа против предприятий заказчиками были конкуренты, в 19 % - клиенты, в 9 % - поставщики и в7% - разведслужбы. Шпионят собственные работники, частные шпионские бюро, оплачиваемые хакеры и профессионалы разведок. Методы получения информации охватывают весь репертуар и персонал разведслужб, включая засылку агентов, разведчиков из резидентур, использование экономических журналистов, практикантов, получение информации техническим путем и т.д. Но экономический шпионаж обладает и некоторыми особенностями:
1. АНАЛИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ:
- систематическая оценка докладов о результатах научных исследований, дипломных работ, специальной литературы, заводских газет, справочников, технической, патентной и лицензионной документации, а также рекламного и информационного материала
- пользование банками данных и библиотеками
- общественные контакты
2. ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ХОДЕ БЕСЕД
- выуживание информации в разговорах с легковерными собеседниками
- во время не вызывающих подозрений контактов на ярмарках, выставках, конгрессах, симпозиумах, семинарах и при посещениях предприятий
- из-за неосторожности в ходе профессиональных разговоров, причиной которой обычно становятся гордость и тщеславие собеседника и его желание похвастаться своими успехами
3. УЧАСТИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
- покупка фирм и основание совместных предприятий (“джойнт-венчерс”), создание фирм-”крыш”
- получение коммерческих предложений, покупка и анализ продукции
- пользование сервисными услугами
- создание тайной агентурной сети на собственных предприятиях и СП
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ: КОМПЬЮТЕРНЫЙ ШПИОНАЖ
Быстрое увеличение доли использования электронного и мультимедийного обмена данными при разработке, производстве и исследованиях открывает трудно контролируемые возможности доступа и для нежелательных пользователей. Экономических шпионов привлекает возможность одним нажатием кнопки получить уже готовые “ноу-хау”. Сейчас сфера электронной обработки данных с ее глобальными сетями представляет собой самый полный источник информации для экономических шпионов, среди которых 80% являются “внутренними преступниками” (т.е. работниками тех же предприятий, за которыми и шпионят).
5. АГЕНТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ (“ИСТОЧНИКИ НА МЕСТАХ”)
Внутренние преступники представляют собой наибольшую опасность для интересов безопасности предприятия. Собственные сотрудники благодаря своим законным возможностям допуска и внутренним знаниям могут выдать куда больше доверительной информации, чем засланные “снаружи” агенты иностранных разведок. Потому спецслужбы предпринимают все, чтобы завербовать для разведывательной деятельности высококвалифицированных специалистов. Экономическое развитие, вместе с ослаблением лояльности по отношению к работодателю, чаще, чем прежде побуждают сотрудников становиться экономическими шпионами конкурентов или чужих разведслужб.