В украинском Законе «О предпринимательской деятельности» (аналогичный российскому «О предприятиях и предпринимательской деятельности») говорится, что «…предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой страх и риск». В настоящее время любой бизнесмен, независимо от величины его работающих активов, окружен различными факторами риска, способными в один момент превратить в ничто его материальные и финансовые ресурсы. Если проанализировать причины падения результативности предпринимательства в Украине, то большинство из них можно свести к одному – это неумение, а порой и просто нежелание заниматься обработкой и анализом имеющейся в распоряжении бизнесмена информации об окружающей его, часто агрессивной, среде. К сожалению, этот факт только начинает привлекать внимание отечественных бизнесменов, и мало кто из них может определить тип необходимой для его предприятия информации, квалифицированно организовать ее поиск, пополнение, хранение, систематизацию, избежать дезинформирования, умело использовать информацию при принятии решения и организовать текущий контроль предпринимательского проекта.
Времена прибыли в 300-500% от вложенного капитала безвозвратно прошли, рыночные «ниши» и «люфты» сегодня активно заполняются. К поиску новых «заповедных» мест надо уже подходить, опираясь на стройную систему экономической разведки о рынках сбыта, конкурентах, партнерах, контрагентах, новых технологиях, законодательных актах и т. д. На благополучном Западе структуры экономической разведки активно поддерживаются на уровне правительств. Так, например, правительство Японии еще в 1957 г. организовало научно-технологический информационный центр, который ежегодно анализирует 11 000 финансовых журналов (в т. ч. 7000 зарубежных) и по японским банкам и корпорациям рассылает 15 000 подробных отчетов и 500 000 кратких резюме.
Подобно большому бизнесу, экономическая разведка не знает госграниц. Нередко похищенные секреты проходят через несколько рук, прежде чем попадают к покупателям. В мире существуют тайные биржи, где продают промышленные секреты: например, в Японии – по электронике и пластмассам, в Италии – по фармацевтике. В Украине на черном (или сером) информационном рынке можно купить многие базы данных или практически любую часть информации из них. |
Мы часто слышим термины – «экономическая разведка» и «промышленный шпионаж». В чем же их основные отличия?
Промышленный шпионаж вначале был известен как коммерческий шпионаж, применявшийся с целью получения сведений, недоступных обычными легальными методами. Если говорить о частном секторе экономики, то многие компании, имеющие грамотный менеджмент, давно шпионят за своими конкурентами, не жалея сил и средств. Но в 80-е годы прошлого столетия словосочетание «промышленный шпионаж» стали применять также по отношению к шпионажу одного государства против другого. В отличие от экономической разведки, которая, главным образом, имеет дело с открытыми источниками информации, промышленный шпионаж предусматривает ведение разведки специальными тайными методами.
Экономическая разведка является одним из трех традиционных видов разведки, которая ведется в дополнение к политической и военной разведке. Большая часть информации и материалов по экономической разведке доступна через открытые источники: газеты, торговые журналы, компьютерные базы данных, парламентские протоколы, всевозможные публикации «по интересам фирмы» и т. д. Через открытые источники доступно около 80% всей информации. Все источники информации могут быть распределены на 5 групп. Это, по мнению автора статьи, является наиболее оптимальным и удобным. Кстати, подобная классификация используется большинством японских и корейских компаний, как утверждают авторы книги «Разведка на службе вашего предприятия».