Уинстон Черчилль был совершенно прав. Промышленный шпионаж произрастает из конкуренции – значит, залогом эффективной конкурентной борьбы является коммерческая тайна, вернее обеспечение ценным сведениям конфиденциальности. Защищается информация разными методами. Одной правовой базы недостаточно для того, чтобы обеспечить важным сведениям коммерческую тайну. Эффективность корпоративных стратегий безопасности неодинакова: в одной компании она работает безотказно, а для другой – вовсе не годится.
Впрочем, общие практические рекомендации все-таки можно сформулировать.
1.Службе безопасности компании (или другим компетентным в этом вопросе лицам) специалисты советуют исключить все возможные случаи утечки секретной информации о фирме через открытые источники.
2.Сотрудники службы безопасности периодически могут проводить проверки в целях выявления фактов передачи посторонним лицам конфиденциальной информации кем-либо из специалистов корпорации (например, по телефону и электронной почте).
3.Эффективным способом выявления уязвимых мест в системе безопасности является регулярная проверка мусора: в нем могут быть спрятаны похищенные дискеты, распечатки и другие носители важных сведений.
4.Рекомендуется проверять служебные помещения в нерабочее время, чтобы исключить возможность оставления в них секретных материалов.
5.Можно также посещать конференции, на которых выступают сотрудники компании, с тем, чтобы предотвратить случайное разглашение ими секретных данных.
6.Бывает, что собственных сил компании недостаточно для решения проблемы. В таком случае приходится обращаться к независимым частным сыскным структурам. (Хотя роль последних в данном вопросе, как мы убедились, весьма неоднозначна.)
7.Некоторые работодатели вынуждают своих служащих подписывать документ о неразглашении коммерческой тайны, не объясняя при этом, что именно является тайной. Есть данные, которые по закону не могут быть и не должны засекречиваться. В Украине, например, это учредительные документы, информация, касающаяся уплаты налогов и других обязательных платежей и др. Руководству компании следует посоветоваться с юристами и четко определить, какая служебная информация является сугубо конфиденциальной, а какая нет.
И последнее: дать оценку таким явлениям, как промышленный шпионаж и конкурентная разведка, сложно. Можно лишь констатировать их существование и огромный потенциал для развития: они являются мощным орудием, сокращающим путь к поставленной цели. Наверное, главное при этом не забывать об этических нормах и общечеловеческих ценностях.
Из громких скандалов мы узнаем о масштабах развития промышленного шпионажа – акулы бизнеса, чтобы получить свое, не останавливаются не перед чем. Возможны случаи, когда промышленный шпионаж совершается в «благих целях». Человека можно заставить пойти на преступление. Шпионаж – неизбежное явление, бороться с которым можно лишь, не забывая о морали.