Если бы вы задумали провести опрос среди руководителей различного уровня, чтобы выяснить, как влияет на бизнес экономический шпионаж и как они с ним борются , то наверняка удивились, как много наших российских топ-менеджеров или совсем не придают никакого значения этим вопросам, или уделяют им очень незначительное внимание. Между тем экономический шпионаж сегодня — явление распространенное. Игнорировать его — значит позволить конкурентам вырваться вперед за ваш счет.
Три мифа — три ошибки
В недрах российского бизнеса родились и мило существуют три мифа об бизнес-шпионаже.
Миф № 1 — Мой бизнес не настолько большой, чтобы представлять какой-либо интерес для шпионажа!
К чему же приводит данное утверждение?
К первой ошибке — Я никак не защищаю свой бизнес от шпионажа.
Раз я уверен, что против моего бизнеса не ведется шпионаж, то, естественно, нет и смысла строить какую-либо систему противодействия шпионажу. Зачем тратить деньги против того, чего нет!
Как следствие этого, в лучшем случае — постоянная прибыль значительно меньше той, какую можно было бы получать, в худшем случае — прибыль уменьшается, общие затраты растут, и бизнес постепенно прекращает свое существование.
Вопрос для размышления: Почему интерес для шпионажа может представлять любой бизнес, при этом совершенно не важно, большой это бизнес или маленький? А чтобы вам было легче начать свои рассуждения, предлагаю задуматься над вопросом: Что же такое бизнес?
На своих практических семинарах я привожу следующее определение:
Бизнес — самостоятельная, осуществляемая с риском деятельность с целью получения систематической прибыли .
Миф № 2 — Шпионаж — это всегда противозаконная деятельность .
Некоторые руководители полагают, что данная деятельность основана на применении, как правило, дорогостоящих технических средств для несанкционированного съема информации (например, путем прослушки , скрытого видеонаблюдения и т.п.). Также считается, что полученная информация может в дальнейшем использоваться для проведения вербовки нужных людей (путем шантажа, подкупа и т.д.) или же для разработки мероприятий обычного воровства других недостающих сведений или изделий.
И что же делает бизнесмен, который вдруг осознал, что против его доходного дела ведется шпионаж, при этом заметим, что его представления о шпионаже у него базируются на мифе № 2?
Совершенно верно, он допускает следующую ошибку. Вся система противодействия шпионажу заключается в выявлении, предупреждении и пресечении противозаконной деятельности добывания сведений путем использования технических средств
несанкционированного съема информации. Что получаем в итоге? Деньги тратятся немалые, а проблема остается.
Вопрос для размышления: Шпионаж и разведка — это обозначение одной и той же деятельности или существуют существенные различия? Если „да“, то тогда что такое „разведка“? Когда вы придете к правильному ответу, то сможете легко осознать, в чем заключается вторая ошибка. Я лишь замечу, что Экономическая безопасность предприятия — это такое состояние коммерческой, финансовой, производственной и любой другой деятельности на предприятии, при которой невозможно или затруднительно нанести экономический ущерб данному предприятию .
Миф № 3 — Достаточно на должности начальника службы безопасности предприятия иметь человека, ранее являвшегося сотрудником той или иной спецслужбы (ФСБ, МВД, МО и т.д.), и проблема шпионажа будет решена .
Это приводит к тому, что собственник бизнеса полностью отгораживается от всего, что связано со шпионажем, возложив все вопросы, связанные с этой проблемой, на плечи служивого . Что же в итоге получает бизнесмен?
Ошибка № 3. Борьба с экономическим шпионажем или ведется совсем не так как надо, или ведется неэффективно.
Почему? Да потому что бизнесмен, имея в своем распоряжении такой классный инструмент в лице служивого , не знает или не умеет, как грамотно его применять в своем бизнесе, потому что не знает специфику спецслужб. С другой стороны, начальник службы безопасности, являясь высококлассным специалистом в области безопасности, не может полностью реализовать свои возможности по защите бизнеса своего хозяина , так как, как бы банально это не звучало, он просто не знает, что такое бизнес . А, не зная, что ЭТО такое, как можно ЭТО эффективно защищать?