Русский историк В.С. Сергеев в лекциях по истории дипломатии Древней Греции утверждал, что греки дали миру одну из самых гибких моделей международных отношений, то есть гостеприимства. Проксении, то есть существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Проксен того или иного города пользовался в нем по сравнению с прочими иностранцами известными правами и преимуществами в отношении торговли, налогов, суда и всякого рода почетных привилегий. Со своей стороны проксен принимал на себя обязательство к городу, где он пользовался гостеприимством, во всем содействовать его интересам и быть посредником между ним и властями своего города. Через проксенов велись дипломатические переговоры; прибывшие в город посольства обращались прежде всего к своему проксену. Институтпроксении, получивший в Греции широкое распространение, лег в основу всех последующих международных связей древнего мира. Все чужестранцы, проживавшие в данном городе, даже изгнанники, состояли под покровительством божества - Зевса-Ксения (гостеприимца).
Столь же древним международным институтом были и амфиктионии. Так назывались религиозные организации, возникавшие вокруг святилища какого-либо особо чтимого божества. Как показывает само наименование, в эти союзы входили племена, которые жили в окрестностях святилища (амфиктионы - вокруг живущие), вне зависимости от их родственных отношений. Первоначальной целью амфиктионий были общие жертвоприношения и празднества в честь своего божества, защита храма и его сокровищ, составлявшихся из частных и общественных приношений, а также наказание святотатцев - нарушителей священных обычаев.
На начальном этапе греко-персидских войн (500-449гг. до н.э.) экспедиционную армию персов возглавлял полководец царя Дария I по имени Датис. Геродот утверждает, что его армия насчитывала 100 тыс. пеших и 10 тыс. всадников. Роль советника Датиса взял на себя последний тиран Афин Гиппий, изгнанный оттуда в 510 г. до н.э. Именно по совету Гиппия персидская армия двинулась сначала к острову Эвбея и, захватив его, стала готовиться к переправе на материковую Грецию, чтобы оттуда начать поход на Афины. Однако удача не сопутствовала Гиппию. Объединенные силы греков в решительном сражении при Марафоне (490 до н.э.) разбили персов. Потерпела неудачу и попытка Гиппия напасть на Афины с моря. Греков спасла служба сигнальных сообщений. Обученные сигнальщики с помощью отполированных до яркого блеска щитов передали предупреждение о готовящемся десанте. Хотя город был практически не защищен, афинский полководец Мильтиад смог предотвратить высадку персов. Гиппий умер во время бегства в Персию. Так закончился первый поход персов на Грецию.
Вторую попытку вторжения предпринял шесть лет спустя сын Дария Ксеркс (486-465 до н..э.). Его советником был спартанский царь-изгнанник Демарат. Ксеркс не вполне доверял бывшему спартанцу и, как показали дальнейшие события, был прав. Согласно Геродоту, Демарат предупредил спартанцев о готовящемся походе персов следующим образом: соскреб воск со складной дощечки для письма и вырезал свое сообщение прямо на дереве, затем снова покрыл воском. Дощечку доставил в Спарту отпущенный Ксерксом заложник. Получив ее, спартанцы долго не могли понять, что означает посылка Дематата. Наконец Горго, жена спартанского царя Леонида, догадалась соскрести с дощечки воск и посмотреть, что под ним. Понимая, что опасность угрожает всей Греции и с ней можно справиться только сообща, спартанцы разослали гонцов во все греческие города. Междоусобные распри были позабыты, и греки немедленно начали готовиться к войне. Тем временем разведка Ксеркса усиленно собирала сведения о греческой армии и обороне прибрежных городов. Морская разведка была поручена экипажам торговых мидийских кораблей. О деятельности этих мнимых купцов Геродот писал: Они держались вблизи берегов, наблюдали за ними, зарисовывали их, делали записи…
Греческая разведка действовала с не меньшей энергией и эффективностью. Греки своевременно узнали о начале выступления персов из Суз. Геродот свидетельствует: Узнав, что Ксеркс со своим войском находится в Сардах, они решили послать лазутчиков в Азию, чтобы узнать, каково могущество царя… Трое греческих разведчиков, посланных в Сарды, были схвачены противником, допрошены и приговорены к смерти. Узнав об этом, Ксеркс остался недоволен решением своих военачальников, распорядился разыскать осужденных, к счастью еще живых и, провести их по персидскому лагерю, чтобы те могли увидеть всю пехоту и коницу. После того как вдоволь насмотрятся, - приказал царь, - пусть себе идут восвояси . Этому на первый взгляд странному решению он дал следующее объяснение: если разведчики будут казнены, то греки не смогут узнать, что мощь персидских войск превосходит всякое воображение; к тому же смерть всего троих вражеских воинов ничего не решает. Дальновидный Ксеркс поступил мудро и отчасти артистично. К сожалению, осталось неизвестным, что именно рассказали в своем стане отпущенные разведчики. Вряд ли они скрыли правду, но вполне возможно, что во время осмотра они, как профессиональные соглядатаи, не теряли времени зря, а вели подсчет численности и вооружения противника. Если это было так, то они перехитрили мудрого Ксеркса и выполнили свою задачу так, как не смогли бы выполнить ее без помощи самого царя. Как бы то ни было, но мощь персидского войска греков не запугала.
Военные силы персов насчитывали примерно 175 тыс. воинов и 1207 кораблей. Более мощной армии мировая история до тех пор еще не знала. Только с третьей попытки персы смогли переправить свое многочисленное войско через Геллеспонт (Дарданеллы). Волы пролива дважды разрушали многокилометровые понтоны. Говорят, разгневанный Ксеркс приказал в наказание за непокорность высечь море цепями.