1 мая 1960г. советская ракета класса земля-воздух , выпущенная службой ПВО в районе Свердловска, прекратила одну из секретных операций ЦРУ - крупнейшую операцию Перелет . 4 июля 1956 г американские разведывательные самолеты Локхид У-2 , самое последнее достижение разведывательной техники, начали полеты над территорией СССР. Самолеты могли фотографировать военные и промышленные объекты и были недостижимы для противовоздушной обороны Советского Союза. На каждый такой полет давал разрешение лично президент Эйзенхауэр. Цели фотографирования определялись ЦРУ, комиссией по ядерной энергии госдепартамента США, главнокомандующими трех родов войск. По официальной же версии полеты совершались для изучения верхних слоев атмосферы по заданию НАСА (Национального управления по аэронавтике и исследованию космических пространств). Первое время эскадрилья располагалась на базе ВВС США в Великобритании, затем была переведена в Висбаден (ФРГ). Отсюда самолеты летали на фотосъемку центральных районов России, а также Ленинграда и Москвы. Советская система ПВО постоянно фиксировала нарушения воздушного пространства СССР, но предпринять ничего не могла, так как полеты проводились на очень большой высоте. В посольство США направлялись неофициальные ноты протеста, советекая пресса писала о нарушении американскими самолетами воздушного пространства СССР, но полеты не прекращались. Через некоторое время самолеты У-2 из ФРГ были перемещены в Турцию, так как американцы выяснили: наиболее уязвимое место в советской радиолокационной системе находится на границе СССР с Пакистаном. Съемка объектов, расположенных в Сибири, проводилась самолетами, базировавшимися в Пакистане и Японии. В начале 1957 г. американцы обнаружили о помощью снимков позицию первых советских межконтинентальных paКвТ, ПОЛУЧИЛИ сведении о строительстве Советском Союзе атомных подводных лодок, испытании противоракетных ракет. На основе снимков, сделанных во время шпионских полетов, Центральное разведывательное управление США сделало вывод, что установка ракет осуществляется медленно. Все стартовые установки располагались почти точно по линии 55-й широты вдоль Транссибирской магистрали, что свидетельствовало об недостаточной мобильности. Выяснилось также, что ведутся испытания ракет средней дальности, предназначенныл для использования против Западной Европы.
В операции Перелет было задействовано 500 человек, в том числе 30 первоклассных летчиков американских ВВС. В рамках операции было совершено 30 полетов над территорией СССР. Одним из пилотов был Френсис Гарри Пауэре. Он родился 23 мая 1929 г. в штате Кентукки в США В 1950 получил медицинское образование, а затем добровольно пошел служить в армию США, где поступил в летную школу, служил в американских ВВС. В 1956 г. демобилизовался из армии. ЦРУ предложило ему службу в качестве летчика на самолетах У-2 .
После специальной подготовки Пауэрса отправляют в качестве пилота-разведчика на базу в Адане (Турция). В апреле 1960 г. он получает приказ произвести перелет над всей территорией СССР. Операция была чрезвычайно рискованной. В инструкции Пауэрсу было указано: в случае аварии, если он попадет к русским, он может рассказать всю правду о цели полета. Пилоту-разведчику предстояло пролететь 6 тыс. километров над территорией СССР и приземлиться на авиабазе в Будё (Норвегия). Маршрут проходил над важными целями, которые до тех пор самолеты-шпионы не фотографировали. В 6 часов утра была получена команда от президента. Самолет взлетел. Над территорией СССР погодные условия были очень плохими (сплошная облачность). По воспоминаниям пилота, в то время, когда он находился над Аральским морем, под самолетом появился след истребителя, летевшего параллельно его курсу. Уже недалеко был космодром Байконур, включенный в программу фотосъемок. Южнее Челябинска облачность исчезла, но у самолета отказал автопилот. Пауэрс решил продолжать полет и вести У-2 с помощью ручного управления. По курсу лежал Свердловск, который представлял особый интерес для спецслужб. В рамках программы Перелет впервые появилась возможность сфотографировать этот район. Пауэрс включил приборы для получения необходимой информации; в процессе наблюдения он обнаружил участок местности, не обозначенный на карте, и начал делать отметки. В это время самолет резко толкнуло, и летчик понял, что его сбили. Взрыв был настолько силен, что пилоту показалось: У-2 развалился на куски. Когда машина стала отвесно падать, ему удалось открыть крышку фонаря пилотской кабины, и его струей воздуха унесло в сторону. Очки на шлемофоне покрылись инеем. Пауэре потерял ориентацию и не имел ни малейшего представления, как быстро он падает и близко ли земля. Когда он собрался открыть парашют, тот раскрылся автоматически. Падение прекратилось, пилот завис в воздухе. Рядом пролетали обломки самолета, падавшего на землю; внизу были лес, озеро, невдалеке деревня; по дороге двигалась машина. Летчик предположил, что она направляется к месту падения, чтобы его задержать. Вот что рассказал Петр Ассабин, житель одной из деревень Свердловской области: 1 мая 1960 года приблизительно в 11 часов я услышал сильный шум, напоминавший гул реактивного самолета. Приблизительно в пяти километрах от деревни я увидел большое облако пыли... В тот же момент заметил в небе парашютиста... Я побежал в ту сторону, подумав, что случилась какая-то беда и летчику понадобится моя помощь. Он приземлился недалеко от нас. Я сразу же подбежал к нему и помог погасить парашют. Я знал, как это делается, потому что когда-то служил в авиации... На нем был серый, стального цвета, комбинезон, на голове шлемофон с цифрой 29, на поясе я заметил кобуру для длинноствольного пистолета... Я спросил парашютиста, что случилось Он ответил, но на каком-то иностранном языке. И отрицательно покачал головой. Я решил его задержать.
Я хотел узнать, был ли он один, поэтому показал ему сначала один палец, а потом два. На это он показал один палец и ткнул им себя в грудь... Когда мы пришли в поселковый совет, нас встретили сотрудники госбезопасности из Свердловска, которые обыскали летчика и затем забрали его с собой .
Пауэрса сразу же переправили в Москву. На Лубянке его допрашивал генеральный прокурор Руденко, К удивлению Пауэрса, с ним обращались очень корректно. Ему показали Москву, он имел право на прогулки, на переписку, на получение посылок. 9 мая 1960 г. госсекретарь США Гертер вынужден был признать, что подобные полеты совершались с 1957 г. со шпионскими целями. Президент Эйзенхауэр всю ответственность взял на себя, но извинений советской стороне не принес. Хрущев воспользовался этим случаем, сорвал намеченную на 16 мая первую встречу в верхах в Париже, отказал Эйзенхауэру в приглашении посетить Советский Союз. В 1963 г. в телевизионном выступлении Эйзенхауэр заявил, что он разрешал проведение полетов исходя из предположения, что, если даже самолет собьют, СССР скроет этот факт, устыдившись мировой общественности.
Обвинительное дело Пауэрса содержало 100 страниц. В ходе открытого процесса, привлекшего огромное внимание, Пауэре был приговорен к 10 годам тюремного заключения. Это был один из крупнейших провалов ЦРУ; в результате был уволен в отставку директор разведки Аллен Даллес. В феврале 1962 г. Пауэре был обменен на талантливейшего советского разведчика полковника Рудольфа Абеля.
В ноябре 1962 г. Пауэрс получил место летчика-испытателя в авиационной корпорации Локхид . После развода с первой женой Барбарой Пауэрс заключил второй брак с Клаудиой Эдварде Дуни, психологом по профессии, бывшей сотрудницей ЦРУ. В 1965 г. в честь пятилетия полета Пауэре получил высшую награду ЦРУ - золотую медаль За мужество .
В 1970 г. Пауэре поменял место работы: его пригласили на должность ведущего пилота в службе воздушного радиооповещения в районе Лос-Анджелеса (штат Калифорния). 1 августа 1977г. в результате катастрофы вертолета, на котором он летел, Пауэре погиб.