Шпионаж сегодня:

Шпионы США нашли базу военных хакеров, которая располагается в Ки

News image

Американским шпионам потребовалось целых шесть лет для того, чтобы выявить, откуда именно китайские хакеры начинали кибератаки...

Военный топограф попался на шпионаже

News image

О полезном! Компания устанавливает мембрану пвх кровельную, а так же производит гидроизоляцию крыш. Московский городской суд по...

Англичан сильно напугали так сказать «русские компьютерные шпионы

News image

Газета под названием Daily Mail уверяет, что смогла получить доступ к сайту, где шпионы с России транслируют записи на свояю родин...

: Холодная война - Операция Брунгильда


Операция Брунгильда

операция  брунгильда

С конца 50-х гг., когда стало известно о том, что Франция и Великобритания совместно создают сверхзвуковой лайнер Конкорд , гонка западноевропейских и советских конструкторов пошла голова в голову .

Первые рисунки-эскизы Конкорда появились в 1962 г., и тут же советский конструктор Андрей Николаевич Туполев демонстрирует свою модель сверх-звукового самолета Ту-144 . Он внешне выглядит как копия Конкорда , технические показатели обоих самолетов оказались также весьма близки. Ту-144 тоже имеет дельтовидные несущие плоскости, под которыми размещены двигатели, носовая часть также подвижна. Почти совпадали и размеры двух гигантов. Создание Ту-144 стало результатом четко организованной шпионской операции под кодовым названием Брунгильда . Она стала невиданной в гражданской сфере промышленного шпио-нажа л по размаху операцией. Во Франции и Англии были задействованы более 20 агентов различных восточноевропейских секретных служб, прежде всего ГДР и Советского Союза. Сначала интерес к проекту Конкорда дипломатов и журналистов социалистического лагеря проявился в Лондоне. Так, советское посольство стало навязчиво приглашать инженеров заводов Бристол Сидделей , где создавались детали двигателя Олимпус-593 , на щедрые застолья с водкой. Это продолжалось до тех пор, пока английское правительство не выслало из страны гостеприимных дипломатов. За переброску добытых разведкой данных о Конкорде отвечала секретная служба ГДР. Главным ее курьером стал Жан Поль Супер, 69-летний пенсионер-химик швейцарско-люксембургского происхождения. В 1957 г. Супер вступает в переписку с доктором Лейбницем из Высшего химического института в Лойна-Мерзебурге (ГДР), желая, как это было до войны, вновь заняться своей любимой химией.

Через некоторое время химика приглашают для беседы в Восточный Берлин, где его тепло принимают господин Рудлоф, представившийся статс-секретарем министерства высшего и специального образования, а также три агента государственной безопасности. Господа чрезвычайно сожалеют, что не могут предложить столь ценному специалисту подходящую работу в ГДР, но предлагают другую не менее доходную деятельность: перевозить микрофильмы из Западной Европы в Восточный Берлин.

Пенсионер соглашается и задерживается на несколько дней в Восточном Берлине, где проходит интенсивный курс агентурного обучения, Так Супер, постоянно проживающий в Бельгии, поступает на новую работу - курьером разведслужб Восточного Берлина за 800 западных марок в месяц плюс возмещение расходов по поездкам и командировочные. Он собирает добытые агентами материалы о Конкорде , прячет их в туалете экспресса Остенде - Варшава, контрабандой доставляет в Восточный Берлин.

Около двух лет все идет как по маслу, Супер дважды в месяц ездит в Восточный Берлин якобы для чтения лекций студентам. Но в 1961 г. бельгийская секретная служба получает данные из Франции о подозрительном человеке, совершающем регулярные челночные поездки между Западом и Востоком и живущем явно не по средствам. Стареющий ученый, официально не получая никаких доходов, кроме скромной пенсии, тем не менее проживает в фешенебельных апартаментах на аристократической брюссельской рю де Тенбош, а во время частых поездок по Европе всегда останавливается в дорогих отелях. Бельгийская контрразведка организует слежку за его поездками, встречами с заказчиками, но до ареста Супера проходит еще целых три года. В январе 1964 г. его снова негласно сопровождают в экспрессе Остенде - Варшава. Чиновники бельгийской службы безопасности, замечают странное пристрастие Супера к одному и тому же туалету. Они решают основательно осмотреть уборную. И обнаруживают, что пенсионер использует полую внутри губку в качестве контейнера для микрофильмов, пряча ее за умывальник. Супера арестовывают. Он сразу сознается и предлагает себя в качестве двойного агента. Так западная контрразведка благодаря Суперу разоблачает ряд шпионов, охотящихся за Конкордом . Супер выдает всех знакомых ему промышленных шпионов ГДР, в первую очередь инженера Герберта Штайнбрехера - главного агента во Франции и Бельгии. Пять лет, посещая авиасалоны в Париже и Фарнборо, завязывая там важные контакты, Штайнбрехер собирал секретную информацию в западных центрах авиапромышленности. В 1964г. он от* крыл на юге Франции, в Тулузе, собственное инженерное бюро, чтобы организовать похищение секретных чертежей самолета Конкорд , заказ на строительство которого был размещен в фирме Сюд-авиасьон , которая также находилась в Тулузе. Это был самый дерзкий проект в рамках операции Брунгильда . Но подготовкой все и кончается. Получив сигнал бельгийской контрразведки, французская полиция безопасности в 1964г. арестовывает Штайнбрехера прямо на парижской пляс Пигаль. При обыске у него обнаруживают несколько конфет с необычной начинкой: микро-фильмами секретных документов по проекту Конкорд . На закрытом процессе Штайнбрехер приговаривается по обвинению в промышленном шпионаже к 12 годам тюрьмы. Другим агентом, подозреваемым в промышленном шпионаже, был представитель советской авиакомпании Аэрофлот в Париже Сергей Павлов, организатор многих тайных акций в районе Тулузы. Президент де Голль, получив доклад французской контрразведки, был настолько возмущен, что собственноручно подписал бумаги о высылке советского представителя. До 16 февраля 1965 г., дня высылки из Парижа, Павлов находится под круглосуточным наблюдением, и все-таки в последний момент при досмотре его багажа в аэропорту таможенники обнаруживают чертежи тур-бодвигателя Олимпус , предназначенного для Конкорда , и новейшей радарной системы.

Эта высылка означала конец операции Брунгильда , однако советские разведчики все же смогли довольно точно скопировать чертежи реактивного самолета Конкорд с конструкторских планов французско-британского проекта. Ту-144 также удалось оснастить добытой путем шпионажа современнейшей системой управления, разработанной во Франции. Тем самым Москва сэкономила на расходах примерно 10 млрд западногерманских марок, а заодно тысячи и тысячи рабочих часов. Вдобавок появилась угроза со стороны СССР лишить Францию надежды стать первой в мире страной, эксплуатирующей на авиалиниях сверхзвуковые самолеты.

На 26-м парижском авиасалоне 1965 г, были представлены модели самолетов Конкорд и Туполев-144 , предвестников новой эры гражданской авиации. Оба суперлайнера должны были вступить в эксплуатацию через три-четыре года. Хотя советская модель самолета и получила ироническое прозвище конкордской , так как повторяла западноевропейскую вплоть до деталей, русские конструкторы утверждали, что их самолет лучше. Он должен был превосходить Конкорд по скоростным качествам (2500 км в час против 2100 у Конкорда ). Тем временем французские контрразведчики активно занялись делом Конкорда . Заводская охрана Сюд-авиасьон неоднократно задерживала советских агентов на строго охраняемой территории. В феврале 1966 г. комиссар службы безопасности в Тулузе Мартин, основываясь на показаниях чешского перебежчика, арестовал двух крупных агентов чешской секретной службы. Ими были св. отец Жан Саради, профессор теологии, и подвизавшийся в качестве священника Штефан Григоровски. Действуя под видом безобидного теолога, профессор завербовал в качестве агентов нескольких коммунистов, своих друзей еще со времен Сопротивления, работавших на предприятии Сюд-авиасьон . С выкранных ими копий чертежей Конкорда был сделан микро-фильм, который был передан курьеру Суперу в конце 1963 г. и контрабандно доставлен им в Восточный Берлин в тубе зубной пасты.

Хотя в Бритиш эйркрафт корпорейшн в Бристоле и Сюд-авиасьон в Тулузе кипела интенсивная работа по изготовлению прототипа для летных испытаний, Советский Союз оказался разворотливей. В последний день 1968 г. в течение 38 минут гудели моторы гигантской серебристой стреловидной птицы над заводским аэродромом подмосковного города Раменское. Впервые сверхзвуковой гражданский самолет, прототип советского Ту-144 , стартовал в испытательный, полет. Однако самолет был опробован шеф-пилотом туполевского завода Эдуардом Еляном лишь на дозвуковых скоростях.

Восьмью неделями позже были готовы к испытательному полету англо-французские прототипы Конкорда . Пробный полет состоялся 2 марта 1969 г. и продолжался 42 минуты. Шеф-пилот Сюд-авиасьон Андрэ Тюрка сказал тогда, покидая аэродром: Моя большая птичка летает, и летает отлично .

В воскресенье 3 июля 1973 г. в рамках авиасалона в Ле-Бурже, вскоре после демонстрационного полета Конкорда , стартует советский летчик-испытатель Михаил Козлов на Ту-144 с намерени-ем превзойти летные показатели французского суперлайнера. Закончив полет и уже заходя на посадку, он внезапно круто взмывает вверх и уводит свою 180-тонную алюминиево-титановую махину на второй круг. На высоте несколько сот метров металлическая птица развалилась в воздухе, и огненные обломки упали на землю. В катастрофе погибли шесть членов экипажа. Этому полету предшествовало весьма подозрительное поведение помощника советского военно-воздушного атташе в Париже старшего лейтенанта Миронкина, который, согласно показаниям очевидцев, выкрал с французского стенда авиасалона запасную часть от распределителя системы горючего Конкорда . Эксперты предположили, что падение самолета могло произойти из-за технической ошибки. В полицейском протоколе злополучная деталь была ошибочно обозначена как гироскоп . На самом деле это был высокочувствительный узел системы, контролирующий подачу топлива, с которой, как полагают, советские разработчики испытывали особые трудности.

Предполагается, что Ту-144 взорвался вследствие неудачной попытки пилота повторить посадочную технику Конкорда , коснувшись колесами машины посадочной полосы, а затем снова круто взяв вверх. Скорее всего, советскому летчику ранее не приходилось совершать этот маневр.

Через день после катастрофы французское правительство выслало старшего лейтенанта Миронкина из страны. Доклад советской экспертной комиссии о катастрофе Ту-144 никогда не был опубликован. Причиной катастрофы была названа в Москве структурная перегрузка : пилот слишком круто произвел набор высоты.

Однако, возможно, были и другие неустранимые дефекты. Как намекали в осведомленных лондонских кругах, по указанию британской контрразведки инженеры намеренно внесли ошибочные данные в копии чертежей, которые могли переснять на микропленку русские агенты, В 1976 г. Франция и Англия открывают (компания Эр Франс на линии Париж - Рио-де-Жанейро, а Бритиш эйруейз по маршруту Лондон - Бах-рейн) сверхзвуковые пассажирские перевозки. И лишь почти спустя два года состоится приуроченная к 60-й годовщине Октябрьской революции премьера полета Ту- 144 по 3000-километровому маршруту Москва - Алма-Ата. Несмотря на все усилия советских специалистов, одна проблема осталась нерешенной и стала впоследствии роковой для Ту - 144 . Дело в том, что четырехмоторный самолет способен к полету в сверхзвуковом режиме только с форсажной камерой, обильно поглощающей керосин, а стало быть, должен больше взять на борт горючего, чем ранее предусматривалось, и соответственно уменьшить первоначально планировавшееся число пассажиров со 140 до 80 человек.

Резиденты КГБ и ГРУ в Лондоне безуспешно пытались добыть производимый в Великобритании компьютер для турбореактивных двигателей. С помощью электронной системы регулирования, подобной той, которую англичане разработали для Конкорда , советские специалисты имели бы возможность модернизировать двигатели Ту 144 . Москва предлагала концерну Лукас 10 млн фунтов стерлингов за интересующую ее систему, но правительство Великобритании не дало разрешение на сделку. Это объясняется тем, что советские военные самолеты Су-26 (с изменяющейся геометрией крыла) использовали те же двигатели Кузнецова НК-144 , что и пассажирский Ту - 144 . Специалисты из НАТО опасались, что электроника Лукаса позволит Советскому Союзу увеличить заодно и полетную дальность своих бомбардировщиков настолько, что они будут способны достигать Америки и возвращаться обратно.

Таким образом, судьба Ту-144 была предрешена: самолет оказался неэкономичным, дальность его полета составляла лишь половину дальности Конкорда . Красивая машина выполняла рейс лишь раз в неделю в Алма-Ату.

Эпоха сверхзвуковых пассажирских перевозок продолжалась для Советского Союза всего семь месяцев. В субботу З июня 1978г. Ту-144 стартовал с заводского аэродрома. Машина назад не возвратилась. В катастрофе погибли два члена экипажа, трое были тяжело ранены. Официальная версия гласила: недостатки конструкции и усталость материала, хотя она обычно наступает лишь после многих лет интенсивной эксплуатации машин на линиях. Семь построенных серийных машин Ту-144 были сняты с полетов и подвергнуты консервации. Так закончился короткий период сверхзвуковой гражданской авиации в бывшем СССР.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Работа спецслужб:

Игры спецслужб

News image

Жизнь разведчиков будоражит воображение обывателя различными приключениями, экзотическими путешествиями, роскошью и ежедневным р...

Писатели-шпионы - от Фигаро до агента 007

News image

Мэтры казуистики - наши и иноземные - преуспели, и сегодня понятие разведчик окружено почитанием, шпион - презрением. ...

Наш человек в гестапо

News image

...В будний мартовский день 1929 года в полпредство СССР в Берлине на Унтер-ден-Линден, 63, заявился никому ранее не известный п...

Возвращение Фарэвелла

News image

Среди 47 дипломатов, объявленных правительством Франции нежелательными иностранцами, значился и первый секретарь посольства Алек...

РЕЗИДЕНТ НА СВЯЗЬ НЕ ВЫШЕЛ

News image

Деятельность группы «Максима» не могла не привлечь внимания немецкой контрразведки, которая прилагала большие усилия, чтобы напа...

Обмены шпионов

News image

В декабре 1976-го одного из основателей диссидентского движения Владимира Буковского обменяли в Цюрихе на генсека компартии Чили...

Вербовка агента:

Свои люди в ставке противника

News image

Свои люди могут быть как внедрены (возможно, после предварительной вербовки) в нужную группу, так и завербованы из ее членов. ...

Техника тестирования

News image

В ходе личного общения и специально созданных ситуаций мало-помалу осуществляется распознавание взглядов объекта, его возможност...

Тактика оценки кандидата

News image

Всесторонне изучив конкретного человека, ему дают предельно взвешенную потенциальную оценку с позиций: · вероятности его верб...

Проведение вербовки

News image

Уяснив психологический портрет объекта и оценив его особенности, затруднения и устремления, обычно удается выйти на мотивы, спос...

Выявление кандидата

News image

Некоего конкретного человека намечают вербовать в силу: · его личных качеств; · явной оперативной необходимости; · даль...

Углубление контакта

News image

В этой фазе разработки знакомства требуется создавать поводы для повторных встреч, ибо чем больше свиданий, тем сильнее вероятно...

Авторизация

Известные шпионы:

News image

Поташов Владимир Викторович

В средине 1981 года, Поташова отправили в Вашингтон, в советское посольство на стажировку. Там он начал заниматься военно-политическими пр...

Известные шпионы

Этого человека называли Васмус Персидский, он родился в далеком 1880 году. Васмус, как настоящий шпион, не оставил сведений о месте своего ...

News image

Знаменитый шпион Вильгельм Штибер

Вильгельм Штибер был рожден вначале мая месяца 1818-го года. Родиной стал небольшой городок с названием Мерзебург. Отец был мелким чиновни...

News image

Марта Рише

В 1913 году Рише стала первой женщиной, которая во Франции получила лицензию на работы с помощью оборудование для производства гофротары,...

More in: Биографии шпионов, Казнённые за шпионаж, Крупнейшие шпионы мира, Шпионы XX века