В условиях экономических отношений и конкуренции участники делового оборота собирали, собирают и будут собирать информацию о деятельности друг друга.
Наряду с промышленным шпионажем существует конкурентная, или бизнес-разведка. В крупных компаниях есть целые отделы и службы, специализирующиеся на поиске и анализе экономической информации соперников. Кроме того, услуги по конкурентной разведке оказывают разнообразные независимые консалтинговые и детективные фирмы. Одной из влиятельнейших компаний в сфере деловой разведки является Fuld - Company (США).
Чем же отличается шпионаж от конкурентной разведки? Различие между этими понятиями многие усматривают в методах сбора данных. Так, деловая разведка действует сугубо в рамках закона. Эксперты-аналитики работают только с открытыми информационными материалами:
·рекламными объявлениями,
·прайс-листами и коммерческими предложениями,
·справочниками,
·официальными базами данных,
·различными интервью, публикациями в СМИ и проч.
Промышленный шпионаж применяет преимущественно противозаконные методы. Впрочем, это не значит, что шпионы пренебрегают легальными возможностями получения закрытой информации. Также специалисты отмечают, что на практике возникает масса ситуаций, когда правовые нормы идут в разрез с этическими. В таких случаях различия между промышленным шпионажем или деловой разведкой провести очень сложно.
К примеру, на фирму конкурента засылается шпион под видом потенциального партнера, студента-стажера или журналиста. Например, в ходе беседы с лицами, имеющими доступ к закрытой информации, шпион получает необходимые сведенья и исчезает. Другая распространенная ситуация – ложный наем специалиста. Этот способ получения конфиденциальной информации считается одним из самых эффективных. Потенциальный носитель нужных сведений проходит собеседование, заполняет анкету, встречается с «будущим» руководством, отвечает на вопросы о деятельности своей нынешней фирмы и т. д. Венчает эти мытарства вежливый отказ. Другие выбирают более изощренный способ ложного найма – создают фиктивное предприятие, а далее работают по указанной выше схеме. И снова возникает вопрос: как квалифицировать эти формально не нарушающие закон действия? Универсального решения пока не существует. Очевидно лишь то, что промышленный шпионаж от деловой разведки отличают не столько способы и методы их осуществления, сколько цели, на реализацию которых направлена данная деятельность.
К промышленному шпионажу, как правило, относят следующие действия в целях получения конфиденциальной информации:
·сманивание ведущих специалистов;
·внедрение агентов на фирму или в близкое окружение ведущих специалистов;
·выведывание, выпытывание информации у специалистов конкурентов;
·похищение чертежей, документов, образцов товаров;
·ложное предложение работы специалистам соперничающей фирмы без намерения принять их на работу;
·подкуп сотрудников главных стратегических отделов конкурентов;
·негласный контроль над деловой корреспонденцией конкурентов;
·незаконное получение информации у государственных чиновников (налоговых, финансовых и таможенных инспекторов и проч.);
·сбор сведений с использованием технических средств;
·несанкционированное получение информации, обрабатываемой в компьютерных сетях (преодоление программных средств защиты, парольной защиты, внедрение программных закладок и компьютерных вирусов);
·ложные переговоры (якобы с целью возможного сотрудничества или приобретения лицензии) и последующий отказ от договора после получения необходимой информации.
В целях подрыва предпринимательской деятельности и нанесения ущерба конкуренту используются и на первый взгляд безобидные методы (по большей части входящие в арсенал бизнес-разведки):
·получение информации при посещении выставок, ярмарок, конференций;
·сбор и анализ сведений из официально публикуемых источников;
·приобретение и исследование изделий конкурентов (так называемая «обратная инженерия»).
Вот что говорит по поводу «обратной инженерии» главный стратег по безопасности корпорации Hewlett-Packard Айра Уинклер*: «Полная разборка любого нового изделия конкурентов входит сегодня в стандартную корпоративную практику. К примеру, как только машина появляется на рынке, всякий автопроизводитель в мире знает, что первыми покупателями непременно будут соперники, которые потихоньку разберут ее до последнего болта, чтобы посмотреть, как там все работает».
Что касается самих «орудий» шпионажа, то современная наука может предложить колоссальный выбор аудио-, видео-, фото - и прочих устройств «на все случаи жизни» – в зависимости от средств и фантазии шпионящей организации. Американская исследовательская компания The Futures Group считает, что такие способы промышленного шпионажа, как прослушивание телефонов, взлом компьютерных систем и сортировка мусора, практикуют 60% американских компаний. Из фирм, чей годовой доход превышает $10 млрд., постоянно к шпионажу прибегают 82%. Приведем несколько ярких историй.
· Айра Уинклер – бывший высокопоставленный сотрудник Агентства национальной безопасности США, а ныне эксперт в сфере промышленного шпионажа и компьютерной безопасности. Автор двух скандальных книг – «Промышленный шпионаж» и «Глазами врага».