Мы рассмотрели ситуации, когда недобросовестные конкуренты выступали активной стороной шпионажа. «Любопытствовавшие» обращались к детективам, другим специалистам, действовали через собственные разведслужбы и т. д. Однако случается, что конфиденциальные сведения компании воруют ее служащие, чтобы затем продать их либо своему же работодателю (путем шантажа), либо его конкурентам.
Один из отчетов сотрудников Федерального бюро расследования об экономическом шпионаже в США и методах борьбы с ним содержит историю некоем Гарольде Уордоне – бывшем сотруднике Eastman Kodak. Увольняясь из корпорации, предприимчивый джентльмен вместе с личными документами прихватил тысячи секретных материалов по разработке новых фотоаппаратов и не долго думая открыл фирму по оказанию «консультационных» услуг компаниям соответствующего профиля, в т. ч. и зарубежным. Разглашение секретных технологических сведений могло обернуться для Eastman Kodak миллиардными убытками. В 1997 г. суд приговорил горе-предпринимателя к году лишения свободы и оштрафовал на $30 тыс. А буквально через неделю после вынесения приговора Уордону фотогигант обвинил в разглашении секретов производства новой фотопленки другого бывшего сотрудника.
Похожий случай произошел и с компанией Gillette в 1997 г. Один из дизайнеров-разработчиков новой бритвы, Стивен Девис, после увольнения решил предложить чертежи новинки Gillette ее конкурентам – компаниям Warner-Lambert, Bic и American Safety Razor.
Очередным звеном в цепи «разговорчивых» сотрудников стал конструктор ракетных двигателей, ведущий исследователь Международной корпорации прикладных наук Рональд Хоффман (1990-е гг.). Этот ученый продал одну из запретных технологий четырем иностранным предприятиям. Секретная разработка содержала уникальные компьютерные коды, разработанные для военно-воздушных сил Соединенных Штатов. Власти собирались использовать их в проектах стратегической обороны государства.