Шпионаж сегодня:

Российских байкеров арестовали в Ираке

News image

Четырех байкеров из России, которые путешествовали группой по Ираку на своих мотоциклах, арестовали двадцатого мая по подозрению...

Финский профессор ответит за работу для русской разведки

News image

Тимо Кивимяки обвиняют власти Дании в шпионаже для России. Как сообщают источники, 49-летнему профессору по международной полит...

В США вновь русские шпионы оказались популярными

News image

Снова русские шпионы начали замечаться в американских телесериалах, об этом рассказывает нам издание под названием The New York Ti...

: Азы шпионажа - НЕВЗОРВАВШАЯСЯ РАКЕТА


НЕВЗОРВАВШАЯСЯ РАКЕТА

невзорвавшаяся ракета

Тот факт, что нацисты к концу Второй мировой войны перенесли испытания своих ракет в Польшу (поскольку их стало опасно проводить в самой Германии), позволил польским подпольщикам, связанным с английской секретной службой, вести наблюдения за ходом этих испытаний.

Ракета, которую союзники называли Фау-2, у немцев имела обозначение А-4. Близна – один из небольших польских городков. Здесь испытаниями руководил генерал Дорнбергер. Его ассистентом был доктор Вернер фон Браун, который переселился после войны в Соединенные Штаты и стал одним из известнейших экспертов Америки в области ракетостроения.

Хотя испытания А-4 и внесли улучшения в конструкцию ракеты в те жаркие дни июля 1944 года, многие из них взрывались в воздухе на расстоянии нескольких километров от старта. Дорнбергер посоветовал фон Брауну выехать в Польшу и обосноваться в том пункте, где проводились пуски ракет по цели. Пока что ни одна из них еще не поразила обозначенную цель. Как потом вспоминал фон Браун, он стоял как-то на вышке, чтобы засечь, когда появится ракета, запущенная в Близне, что в трехстах километрах от намеченной цели. Когда по времени ракета должна была появиться, он заметил на горизонте белую черточку, которая стремительно двигалась по небу. К своему ужасу, он понял, что ракета летит прямо на него.

«Мне оставалось лишь броситься на землю, и в тот же миг раздался громоподобный взрыв, которым меня отбросило в ближайшую канаву, к счастью не зацепив. Эпицентр взрыва находился на расстоянии каких-то трехсот метров, и меня просто чудом не разорвало на куски».

Ракета становилась все более управляемой. Однако за ее испытаниями следили из непосредственной близости не только фон Браун и его сотрудники. Наблюдение осуществляли и члены польской подпольной организации. Когда поляки сообщили о подозрительных строительных работах в Близне, они получили указание от британской секретной службы выяснить все, что там происходило.

Поляки передали в Лондон много полезной информации, в том числе и о Фау-1, которая проходила испытания также в Близне. Требование же овладеть одной из ракет, захватить какого-нибудь немецкого специалиста или добыть части ракет, сошедших с курса, оказалось трудновыполнимым. Члены польского движения Сопротивления не имели ни оружия, ни транспорта. Здоровых мужчин, избежавших немецких концлагерей, не попавших в рабочие батальоны и оставшихся в живых, было очень мало. Да и они начали партизанскую войну по требованию польского эмигрантского правительства, лишь когда части Красной армии вышли к польской границе.

Тем не менее подпольщики не только сами вели наблюдение за ходом испытаний ракет, но и записывали рассказы крестьян, которые жили на траектории испытаний. Так что они знали о каждом пуске, но не успевали к местам падения ракет, чтобы собрать какие-либо оставшиеся части, поскольку немцы управлялись быстрее. С отчаянием наблюдали поляки, как те вывозили все подчистую.

Но вот однажды ракета упала на песчаный берег Буга невдалеке от деревни Сарнаки и не взорвалась. Немецкая моторизованная группа немедленно направилась в район ее падения, но на этот раз поляки их опередили. Они увидели, что ракета целехонька, но у них не было ни времени, ни средств, чтобы увезти ее оттуда.

Одному из партизан в голову пришла спасительная идея. Двадцать человек, хотя и с большим трудом, ухитрились столкнуть ракету в реку. Однако ее было видно в воде. Неподалеку на лугу паслось стадо коров, и поляки быстро загнали их в реку. Через пять минут появились немцы. Коровы за это время взбаламутили воду, и немцы, ничего не заметив, поехали дальше на поиски.

С наступлением темноты поляки возвратились с инструментами, тремя старенькими грузовичками и группой техников. Ракету вытащили из воды и разобрали на части при свете факелов, прикрываемых одеялами. Невзорвавшаяся головная часть представляла собой большую опасность. В ней было до тонны взрывчатки. Поляки, зная, что малейшее неверное движение приведет к взрыву и разнесет всех на куски, извлекли взрыватель. Перед рассветом грузовички уехали, увозя бесценный груз.

Британскую секретную службу оповестили, что польским подпольщикам удалось наконец овладеть немецкой ракетой, находившейся в хорошем состоянии. Англичане ответили, что нужно во что бы то ни стало доставить ракету в Англию. Вывезти же ракету весом около двенадцати тонн и длиной двенадцать метров из оккупированной Польши представлялось довольно сложной проблемой.

В конце концов из Лондона сообщили план, который можно было бы осуществить, если точно выдержать все условия. Британская авиабаза в Бриндизи (Италия) находилась на удалении около тысячи километров от Польши. Стартовавший оттуда бомбардировщик с грузом оружия, боеприпасов и продовольствия приземлился совсем недавно на один из заброшенных аэродромов, был разгружен в течение всего десяти минут и улетел обратно. Немецкая авиация ничего при этом не заметила. Этот маленький аэродром, получивший кодовое наименование Мотылек, и был избран местом для вывоза ракеты. Надо было все так приготовить к погрузке, чтобы самолет находился на аэродроме не более двадцати минут. В противном случае немцы, что-либо заподозрив, наверняка пошлют туда моторизованный патруль.

С этим предложением поляки согласились, хотя не имели представления, какой же бомбардировщик сумеет поднять груз в двенадцать тонн. Лондон на их запрос разъяснил, что вся ракета практически не нужна и что необходимы только важнейшие ее части и точный чертеж всех ее компонентов. Косиян, инженер и авиаконструктор, член подпольной организации, в течение трех недель готовил необходимые чертежи, тогда как другие инженеры отделяли то, что казалось им наиболее важным, и упаковывали в ящики.

Утром 25 июля 1944 года поляки получили радиограмму, что самолет прибудет ночью. Под проливным дождем они доставили ящики на Мотылек, а около 400 подпольщиков, вооруженных старыми винтовками и карабинами, заняли позиции вокруг небольшого лесочка, окружавшего аэродром. Им было известно, что наземное подразделение немецкой авиации в количестве 400 человек расположено всего в полутора километрах от аэродрома, а в деревне, находившейся от него на расстоянии трех километров, был расквартирован немецкий кавалерийский эскадрон.

Под вечер, в половине пятого, дождь прекратился. Поляки пришли в ужас, увидев, как на раскисшее от дождя поле аэродрома Мотылек приземлился немецкий истребитель. Через пять минут к нему присоединился второй истребитель. Почти одновременно с этим поляки получили радиограмму, что английская «дакота» стартовала из Бриндизи. Немецкие самолеты оставались на аэродроме до наступления темноты, затем улетели так же неожиданно, как и появились. Видимо, они совершали учебный полет.

Ночь была темной и тихой. Слышны были только далекие отзвуки артиллерийской канонады, доносившиеся с востока: русские начали июльское наступление. Около полуночи подпольщики услышали гул моторов приближавшегося самолета. Они выбежали на поле аэродрома, указав его местонахождение осветительными ракетами и показав направление ветра красными сигналами в форме стрелы. «Дакота» сделала три круга и пошла на посадку. Косиян с важнейшими деталями ракеты и чертежами поднялся на борт. Вся операция длилась не более десяти минут. Двигатели самолета, продолжавшие работать, взревели.

Но тяжело нагруженный бомбардировщик даже не пошевелился. Его колеса утонули в мокром грунте. Секунды проходили за секундами, но «дакота», запустив двигатели на полные обороты и подняв шум на всю округу, только вибрировала. Когда прошел почти час с момента посадки, пилот предложил выгрузить ракету, а самолет сжечь.

Но поляки были против такого предложения. Сбегав в ближайшую деревню, они возвратились с лопатами и другим инструментом. Перед колесами «дакоты» прорыли узкие канавки и забросали их травой и досками. Еще через полчаса самолет пошевелился, постепенно набрал скорость и оторвался от земли. Поднявшись над деревьями, он сделал круг и скрылся.

«Все мы, находившиеся на земле, растворились в темноте», – писал потом один из очевидцев.

Другой отметил:

«Немцы, которые находились неподалеку и, видимо, слышали шум, то ли слишком устали от ускоренных и изнурительных маршей, то ли не хотели вступать в ночной бой с партизанами и подпольной армией… Они даже не проявили признаков жизни».

«Дакота» избежала атаки немецких истребителей и по пути в Бриндизи. Косияна с чертежами и важнейшими деталями ракеты оттуда доставили в Лондон. Его подвергли самому настоящему «допросу» специалисты ракетного центра англичан в Фарнборо – как человека, видевшего всю ракету и несколько недель занимавшегося ею. Ему предложили остаться в Англии, но он предпочел возвратиться на родину, где еще было много дел.

«Мужественный Косиян, – написал о нем Уинстон Черчилль, – возвратился в Польшу, где был позднее схвачен гестапо и казнен 13 августа 1944 года в Варшаве».

Информация, предоставленная Косияном, и привезенные детали позволили союзникам принять до конца августа меры для борьбы с ракетами, которые получили кодовое название Большой Бен.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Работа спецслужб:

Разведчиков меняли еще до войны - мировой и холодной

News image

Бытует такое мнение, которое сегодня уверенно озвучивают даже многоопытные профессионалы из спецслужб. Первый обмен произошел в...

Одесские шпионы: как Зяма Розенблюм стал агентом 007 , и как Яша

News image

Ни один другой шпион не обладал такой властью и таким влиянием, как Рейли , — говорилось в популярной книге, посвященной истори...

Знай наших, господа империалисты!

News image

В 1953 году американцы обнаружили в кабинете посла Соединенных Штатов в Москве уникальной конструкции микрофон, который в течени...

Нашего разведчика в ЮАР пытали под портретом шефа гестапо

News image

20 декабря Служба внешней разведки празднует свое 90-летие и к этой дате частично рассекретила досье десяти заслуженных ра...

Игры спецслужб

News image

Жизнь разведчиков будоражит воображение обывателя различными приключениями, экзотическими путешествиями, роскошью и ежедневным р...

ДУРНОЙ ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН

News image

...Всего в 1951-54 годах советской контрразведкой были обезврежены около 30 шпионов-парашютистов, большинство из которых по приг...

Вербовка агента:

Проведение вербовки

News image

Уяснив психологический портрет объекта и оценив его особенности, затруднения и устремления, обычно удается выйти на мотивы, спос...

Свои люди в ставке противника

News image

Свои люди могут быть как внедрены (возможно, после предварительной вербовки) в нужную группу, так и завербованы из ее членов.  ...

Приемы знакомства

News image

Приемы знакомства, обеспечивающие оптимальный повод для начального обмена фразами могут быть, скажем, такими: 1. Провоцирован...

Тактика оценки кандидата

News image

Всесторонне изучив конкретного человека, ему дают предельно взвешенную потенциальную оценку с позиций: · вероятности его верб...

Методы поиска и вербовки информаторов

News image

Знание физических качеств облегчает взаимодействие с объектом, намекает на его предрасположенности (к болезням, боли, активности...

Готовясь к проведению тестирования

News image

Готовясь к проведению тестирования, надо:

Авторизация

Известные шпионы:

News image

Подпольное имя - Александр Михайлович Орлов

Настоящее имя этого разведчика Лейба Лазаревич Фельдбин. Агентурный псевдоним, то есть Александр Орлов придумал мужчине сам Сталин. Он ...

News image

Шарль Жененвьев Луи Огюст Андре Де Бомон

Де Бомон известен как выдающийся и незаурядный французский шпион. Де Бомон появился на свет в 1728 году, и с самого раннего возраста начал п...

Известные шпионы

Этого человека называли Васмус Персидский, он родился в далеком 1880 году. Васмус, как настоящий шпион, не оставил сведений о месте своего ...

News image

Ежи Сосновский

Самым громким шпионским скандалом в период между двумя мировыми войнами стало дело польского ротмистра Ежи Сосновского, наделавшее много ш...

More in: Биографии шпионов, Казнённые за шпионаж, Крупнейшие шпионы мира, Шпионы XX века