Анталкидов мир явился торжеством персидской политики, которая ставила своей целью раздробление Греции и ослаблсние как спартанской, так и афинской гегемонии. Но в недрах самой Греции уже развивался противоположный нейтралистский процесс. Носителем этой тенденции стало Македонское царство. При царе Филиппе II (359-336 до н. э.) Македония превратилась в одно из сильнейших государств Эгейского бассейна, которое подчиняло своему влиянию одну греческую область за другой. Этой судьбы не миновали и Афины.
Подчинение греческих государств Македонии совершалось военным и дипломатическим путем. Филипп пускал в ход все имевшиеся в его распоряжении средства: подкуп, дипломатические послания ( письма Филиппа ), материальную и моральную поддержку греческих друзей Македонии , союзы с соседними варварскими князьями, дружбу с персидским царем, организацию восстаний во враждебных ему государствах. Особенно большое значение Филипп придавал подкупу, утверждая, что нагруженный золотом осел возьмет любую крепость.
Помимо личных качеств Филиппа, прирожденного политика и дипломата, его успехи объяснялись исторически прогрессивным характером македонской политики. Образование крупных государственных объединений вызывалось ростом производительных сил в Средиземноморском бассейне, развитием торговли, увеличением числа наемников в армии и подъемом завоевательных настроений. Замыслы смелою и властолюбивого македонского царя соответствовали политическим устремлениям некоторых греческих идеологов, например популярного оратора Исократа. В своем сочинении Панегирик он развивал идею объединения всех греческих государств под гегемонией одной страны и одного вождя. Объединенная Гре - ция, - писал Исократ, - предпримет поход против исконного врага эллинского народа - Персии. Счастливая война с Персией откроет простор предпринимательскому духу и освободит Грецию от массы бедного люда, дав работу бродячим элементам, угрожающим самому существованию эллинского государства и культуре... Пусть одушевленное патриотической идеей воинство сделает Грецию обладательницей неисчерпаемых сокровищ Востока, центра мирового обмена .
В 346 г. до н. э. между Македонией, Афинами и их союзниками был подписан так называемый Филократов мир. Договор горячо приветствовал Исократ, видя в нем первый шаг к осуществлению идеи объединения Греции для счастливой войны с Персией. Ты освободишь эллинов, - писал он Филиппу, - от варварского деспотизма и после этого осчастливишь всех людей эллинской культурой .
Против централистских тенденций Филиппа в Афинах выступала антимакедонская партия во главе со знаменитым греческим оратором Демосфеном. В своих речах против Филиппа ( Филиппиках ) Демосфен страстно обрушивался на македонского варвара . Но и сам он не отрицал необходимости объединения Греции, только полагал, что оно должно совершиться путем создания союза свободных эллинских городов, без участия Македонии. Однако, как показали последующие события, правильная сама по себе идея создания греческой федерации не могла быть осуществлена вследствие глубокого внутреннего разложения самой афинской демократии, подтачиваемой узостью ее базы в греческом обществе, раздорами партий, восстаниями рабов, и все обострявшегося соперничества между отдельными государствами. Демосфена поддерживали афинские демократические массы граждан. Для них победа Македонии означала конец демократических учреждений. Между тем ядро македонской партии, которое составляло богатое гражданство, главным образом торговцы, рассчитывало на наживу в случае счастливой войны с Персией и на поддержку государственного порядка со стороны твердой власти македонского царя. В рядах македонской партии находилось немало и греческих мыслителей. Выдающийся философ Аристотель был приглашен воспитателем сына царя Филиппа - Александра, будущего Александра Великого.