Под внушением подразумевается передача информации с внедрением заключенных в ней идей без какой-либо критической оценки и логической переработки предлагаемого. О том, что сработало внушение, а не осознанный выбор говорит сугубо эмоциональная реакция на малейшую попытку обсуждения заветной истины , причем все противоречащее ей отвергается с порога, и чем убедительнее доводы, тем сильнее возмущение.
Методы внушения используют:
· для блокировки нежелательного поведения или мышления человека;
· для склонения индивида к требуемому действию;
· для быстрого распространения полезной информации и необходимых слухов.
Хорошо подвержены внушению те, кто:
· проявляют себя слабой личностью (робкие, стеснительные, пугливые...);
· некритично воспринимают других (простодушные, доверчивые...);
· склонны зависеть от других (ищут себе хозяина, исключительно услужливые...).
Трудно поддаются внушению те, кто:
· обладают деловой активностью (энергичные и инициативные...);
· являются сильной личностью (а также самолюбивые и высокомерные...);
· противопоставляют себя другим (замкнутые и угрюмые...);
· исключительно активно проявляют свои чувства (эксцентричные и откровенные...);
· не зависят от других, а наоборот, имеют кого-то в своей зависимости...
Проведению внушения способствуют:
· полное отсутствие или чрезвычайная противоречивость текущей информации;
· очень авторитетный (как живой, так и печатный...) и при этом свой источник;
· внутреннее ощущение зависимости;
· сильное психофизическое истощение и переутомление объекта;
· некая психологическая напряженность (гнев, экстаз, страх, поиск выхода из сложной ситуации...);
· явная желательность или приятность внушаемого;
· жесткая категоричность заявлений и требований;
· шоковая неожиданность сообщения;
· повторяемость подсовываемой информации;
· абсолютная логичность и особая эмоциональность сообщаемого;
· некоторые болезни и особенности личности (психопатия, импотенция, слабость логического мышления, суеверность, наркомания...).
Проведению внушения иной раз мешают специфические внутренние барьеры, таковые, как:
· критически-логический (отвергание всего, что кажется логически необоснованным);
· интуитивно-аффективный (отметание всего, что не вызывает подсознательного доверия или уверенности);
· этический (неприятие того, что противоречит нравственно-этическим воззрениям личности).
Преодоление барьеров подразумевает лишь умелое подстраивание под них. Так, для воздействия на лиц со слабым интеллектом, нужное внушение лучше сочетать с усиленными отрицательными эмоциями, а ежели данное лицо вполне интеллектуально или же заведомо внушаемо - то использовать положительные эмоции.В случае когда объект подавлен или слишком неуверен в себе, должное внушение выполняют эмоциональным повелительным тоном с привлечением мимики и жестов, оформляющих неоднократно повторяемые резкие, короткие, как бы вколачиваемые фразы. Если объект излишне возбужден и значительно обеспокоен, то внушают успокаивающим тоном, с применением неоднократно повторяемых мягких, убаюкивающих, длинных фраз. Главное - не вызвать ни малейшей настороженности, но очаровать и словно бы заворожить персону. Когда визави избыточно тщеславен, то имеет смысл атаковать его любовью, безудержно расхваливая и высказывая комплименты, способствующие представлению объекта о своей значительности; параллельно с этим удается косвенно внушать нужные идеи. Так как эффективное внушение обусловливается подсознанием, перспективной является попытка разбудить фантазию (к примеру, эротическую...) у человека, каковой при этом погружается в себя, так что грани между подсознанием и сознанием стираются. Психика в подобном случае становится податливой ко всяким изменениям и к восприятию любого знания. О вхождении в такое состояние говорит расслабленность лица со всецело отрешенным и остановившимся взглядом. Оптимальную методику искусного внушения предлагает В некоторых ситуациях применяют незаметное для окружающих подпороговое внушение, каковое осуществляется тихим шепотом, невоспринимаемым сознанием объекта. Превосходным каналом передачи нужного внушения служат тщательно отобранные слухи, представление о которых можно получить в разделе, повествующем о получении информации. Здесь работает тот факт, что подслушанные или вскользь уловленные идеи часто действуют сильнее тех, что навязываются впрямую.