Но зачем китайцам воровать то, что они, казалось бы, и так получают официально? Эксперты считают, что, во-первых, китайские военные сомневаются в том, что поставляемые из России компоненты идентичны тем, которые используются собственно в военной авиации России. Специалисты из НОАК убеждены, что Россия себе оставляет самое лучшее, а им отдает второй сорт. Во-вторых, китайская разведка крадет документацию, стараясь этим удешевить официальные закупки. И наладить свое производство ворованного. Так, в Хабаровске сняли с поезда китайца, который вез с собой секретные документы, которые позволили бы наладить производство военной техники в сотни раз дешевле официальных закупок. Случались и курьезы: на приморском заводе «Прогресс» поймали китайца, который хотел получить документацию по уникальным крылатым ракетам «Москит». Оказалось, что они входят в вооружение двух эсминцев, которые Россия построила для КНР. Порой разведывательные службы Китая просто ведут тотальные поиски всего, что связано с военными технологиями, не глядя скупают абсолютно все.
По данным ФСБ, начиная с 2001 года китайские спецслужбы активизировали свою деятельность в воинских частях Приморского края. Статистика такова: в 2002 году контрразведчики поймали китайского агента в Хабаровске, когда он пытался вывезти секретные чертежи с авиапредприятия, производящего штурмовики Су. Через год УФСБ по Приморью провело крупномасштабную операцию по задержанию группы, в которой были военные пилоты, занимавшиеся нелегальной продажей китайцам запчастей к боевой технике. В операции было задействовано 11 групп контрразведчиков, которые одновременно произвели обыски по более чем 10 адресам. Итоги операции были доложены Николаем Патрушевым президенту.
В 2003 году сотрудники ФСБ по Приморскому краю предотвратили вывоз драгоценных металлов и редкоземельных элементов, которые содержались в начинке блоков системы наведения, а также в другой бортовой и наземной аппаратуре, в электронных схемах и т.д. Китайцы покупали скопом эту технику и пытались вывезти в КНР. Для предотвращения этой сделки сотрудников УФСБ внедрили в воинскую часть под видом офицеров-переподготовщиков и командированных гражданских специалистов.
В 1991 году «Росвооружение» продало Китаю 46 истребителей Су-27. Россия рассчитывала неплохо заработать и на поставках запчастей к этим уникальным летательным аппаратам. Однако эти расчеты не оправдались, потому что в дело вступили китайские спецслужбы. Они подумали и решили: зачем покупать, если можно украсть и организовали широкомасштабные операции по контрабандной доставке запчастей Су-27 из России.
За последние десять лет мы продавали Китаю не только истребители. КНР закупила у нас также подводные лодки, ракеты, корабли. Для поддержания всей этой техники в боевом состоянии требуется немало запасных частей. Официальным путем закупать их весьма накладно. Вот и возник нелегальный рынок по продаже комплектующих к военной технике. Особый и устойчивый интерес у китайцев вызывает все же новейшая авиационная техника: наши суперсовременные вертолеты Ка-50 и Ка-52, а также комплектующие к последним поколениям атомных подводных лодок.
Более того, у российских спецслужб есть предположение, что те образцы боевой техники, которые мы не продали Китаю, там пытаются воссоздать на своих предприятиях. Только этим можно объяснить значительное расширение списка комплектов оборудования и запчастей, а также чертежей, которые китайские спецслужбы пытаются контрабандно переправить к себе на родину.
Скорее всего, все это необходимо для самостоятельного производства современной российской военной техники на китайских оборонных предприятиях. Вот и рыскают китайские коммерсанты-разведчики по оборонным предприятиям России и скупают запчасти, чертежи узлов оборонной техники. По рассказам сотрудников ФСБ, целый этаж общежития одного из оборонных российских заводов был заполнен китайцами с явно военной выправкой, прекрасно говорящими по-русски и усиленно делающими вид, что они ничего не понимают. Официально они числились как командированные специалисты, «следящие за выполнением контракта». Никто не сомневался, что все они — офицеры китайской военной разведки (хотя, видимо, были там и граждане из МГБ). И, скорее всего, в свободное от основной работы время они занимались агентурными подходами, охотились за чертежами и блоками.
У разведки КНР в сборе секретных сведений была своя специфика, связанная с добычей информации. Бродя в окрестностях наших оборонных заводов, они выискивали слесарей-забулдыг и предлагали продать им секретную деталь то за бутылку, а то и за целый ящик водки. Если верить журналисту и востоковеду К.Г. Преображенскому, очень часто этот незатейливый прием срабатывал.
Пойманных же с поличным офицеров китайской разведки, если такое случается, без огласки выпускали. Милиардный контракт дороже национальной безопасности. В марте 2001-го в Хабаровском аэропорту сотрудники ФСБ взяли гражданина КНР с секретными чертежами атомной субмарины. Потом вдруг человека с извинениями отпустили, а прессе поведали, что вывозимые материалы оказались не секретными.
Причем сами китайцы не рискуют переправлять ворованные секретные материалы через границу, а в основном заставляют делать это русских бизнесменов, завербованных ранее.
По данным российских спецслужб МГБ Китая использует следующую тактику. Ее можно разделить на два этапа. Первоначально в Россию под видом коммерсантов приезжают действующие сотрудники спецслужб КНР, нацеленные на поиск партнеров, которым все равно, чем торговать. Завербованным российским коммерсантам давали большие деньги и просили искать и вывозить в Китай, например, редкоземельные металлы, которые, как известно, в основном применяются в космических и оборонных технологиях. Если контракты исполнялись точно и в срок, то к таким людям интерес возрастал. Их усилия щедро вознаграждались, а задачи усложнялись.
Из них потом были сформированы группы, которые занимались «торговлей» военными изделиями по направлениям: ВМФ, сухопутные войска, авиация. Конечно, ФСБ вмешивалась в этот бизнес, и после ряда успешно проведенных операции тактика соседей изменилась.