На рубеже ХХ века внешняя разведка России сосредотачивалась главным образом в руках МИДа. Согласно “Учреждению Министерства иностранных дел” 1892 года, в канцелярии МИДа сосредотачивались сведения политического, экономического и военного характера, поступавшие из-за границы.
За рубежом организация изучения страны пребывания любыми способами возлагалась на глав дипломатических представительств. Перед отъездом в командировку каждого руководителя загранпредставительства знакомили с секретными письменными инструкциями, подготовленными в канцелярии МИДа и заверенные императором.
Так, в инструкции, полученной новым посланником в Аддис-Абебе Власовым в сентябре 1897 года, говорилось: “В дополнении к данным уже Вам общим инструкциям, я считаю необходимым обратить внимание Вашего Превосходительства на некоторые вопросы, выяснение которых на месте будет одной из задач Вашей Миссии, имеющей разведочный характер”.
Для обеспечения финансовой поддержки мероприятий, связанных с разведывательным характером, выделялись специальные суммы - для подкупа нужных людей.
В организации разведывательного дела за рубежом существовали некоторые особенности. Например, ведение тайной агентурной разведки посланниками России, на которую выделялись специальные средства, не являлось обязательным, а предоставлялась на их усмотрение, что порождало пассивное отношение к разведке со стороны большинства сотрудников МИДа.
До сих пор представляют интерес материалы о деятельности органов военной разведки в преддверии войны с Японией, где особо подчеркивается слабость русской агентурной разведки в этой стране.
После поражения России в войне с Японией в 1905-1906 годах военная разведка реорганизуется. В Академии Генерального штаба впервые вводится курс тайной разведки, а подготовка профессионалов-разведчиков обретает регулярную основу.
Самым крупным успехом русской военной разведки перед 1-й Мировой войной явилась вербовка полковника русского отдела австро-венгерской разведки Альфреда Редля.
Полковник намеренно скрывал от австро-венгерского Генерального штаба поступающую к нему лично, по долгу службы, разведывательную информацию от агентов Вены в России.
Редль передал России австро-венгерские мобилизационные планы против России и Сербии. Впоследствии измена Редля помогла успешно противостоять сербской армии против австро-венгерских войск в начальный период войны.
Любопытно, что некоторые услуги полковник делал из собственных побуждений, никогда не просил гонорар, который русская сторона ему всегда щедро платила.
Правда, историки разведки расходятся во мнениях относительно степени полезности его документальной информации для русской стороны. Вероятно, последнее слово остается за будущими исследованиями.
Несмотря на монополию МИДа в отношении разведки за рубежом, иногда отдельные ведомства России имели собственных агентов за границей. Характерным примером может служить Рачковский, руководивший во Франции агентурой царского департамента России, и совмещавший работу на полицию и разведку.
Коллега Рачковского в Берлине, Гартинг, сыграл заметную роль в добывании разведывательной информации. Сбор сведений государственного значения за границей производило и Министерство финансов, опираясь на собственную агентуру - финансовых агентов и представителей банков.
Министерство торговли и промышленности, созданное в октябре 1905 года, располагало рядом отдельных агентов за рубежом, состоявших при русских представительствах и занимавшихся в основном сбором разведывательных данных экономического характера.
Собственные сведения поставлял и Святейший Синод, использовавший для достижения целей духовные миссии Русской православной церкви за рубежом.
Однако не стоит переоценивать деятельность отдельных ведомств. Информация, поступившая, например, от банкира либо иеромонаха, отличалась разной степенью заинтересованности, активности, регулярности, глубины, полноты и достоверности.
Если обрисовать общее положение русской разведки накануне 1-й Мировой войны, оно находилось в сильно запущенном состоянии. Как правило, агентурная деятельность за границей базировалась на отрывочных сведениях доброжелателей, то есть лиц, самостоятельно предлагавших информацию, часто - один, или несколько раз.
Разведывательные структуры не имели четкой организации, зачастую сведения получали бессистемно, при отсутствии общей программы. Характерен следующий пример. Командир Выборгского полка Церницкий рассказывал, что в Берлине граф Шувалов - посол в Германии в 90-х годах XIX века собрал всех русских офицеров и решил узнать их мнение о германской армии и предложил им всем дать письменные ответы, дав на эту работу час времени. Сам он тоже написал.
Когда были прочитаны эти ответы, которые очень высоко ставили германскую армию во всех отношениях, Шувалов сознался, что он “признавал германскую армию хорошей, но не столь блестящей, как сейчас увидел из прочитанных отзывов, что, значит, он вводил правительство свое в заблуждение, не придавая в своих отчетах этой армии никакого значения”.
Русская разведка, конечно, имела собственные недочеты и недостатки в работе. В ее рядах служили и предатели, без которых не существует ни одна разведка в мире.
Но самое главное и примечательное состоит в беспредельном мужестве русских разведчиков, порой ценою жизни добывавших необходимую для страны информацию, способствовавшую процветанию России.
У государств, возникших на заре истории, забота о безопасности и порядке стояла на переднем плане государственной деятельности. Она составляла не только особую отрасль управления, но и становилась центром и одновременно наибольшей и наиважнейшей частью государственной работы, вокруг которой только постепенно стала намечаться остальная управленческая деятельность.
Эти функции и выполняют специальные службы, под которыми принято понимать государственные органы, созданные и действующие в интересах защиты национальных интересов и безопасности как внутри страны, так и на международной арене.
Они всегда являлись наиболее острым инструментом борьбы, обеспечивая политическое руководство достоверной объективной информацией о реальном состоянии дел в той, или иной сфере социально-политической и экономической жизни, требующих решения на высшем уровне.
Деятельность специальных служб регламентируется законом и контролируется правительственными и законодательными органами. Они имеют свою структуру, которая соответствует специфике решаемых задач.
Используют в своей практической деятельности специальные формы и методы, которые не применяются другими государственными органами власти и управления.
Речь идет об использовании агентуры, то есть лиц, которые конспиративно, тайно, добровольно, либо вынужденно, на постоянной, или временной основе выполняют поручения спецслужб, не являясь их кадровыми сотрудниками.