Шпионаж сегодня:

США могло разработать три новых вируса-шпиона

News image

Специальные исследования, которые были осуществлены в области создания программного обеспечения, показали, что американское пр...

Дафна Парк - убийца Патриса Лумумбы

News image

Как сообщает Guardian, стал известно имя настоящего убийцы демократически избранного первого премьер-министра Конго – Патриса...

Российские шпионы, которые работают в США, запланировали привлечь

News image

Русские шпионы, которые нелегально находились в США, в средине 2010-го года были разоблачены и высланы обратно в РФ. Согласно и...

: Техника для шпионажа - КИТ МЭЛТОН И ЕГО МУЗЕЙ ШПИОНСКОЙ ТЕХНИКИ


КИТ МЭЛТОН И ЕГО МУЗЕЙ ШПИОНСКОЙ ТЕХНИКИ

кит мэлтон и его музей  шпионской техники

В любой области человеческой деятельности рано или поздно наступает момент, когда сумма накопленных знаний и совокупный объем их материального воплощения требует создания соответствующего музея. И музеев на земле великое множество, причем, самых разнообразных: по своей направленности, по форме подачи материала, наконец, по величине, как самой экспозиции, так и здания.

Настало время и нашему журналу в полном соответствии с его тематикой уделить некоторое внимание музеям техническим или, скорее, политехническим. Здесь диапазон также необычайно широк: от “классического” Московского политехнического до модернистского Эволюона — частного музея, принадлежащего голландской фирме Филипс. Его здание напоминает летающую тарелку, приземлившуюся при въезде в город Эйндховен, где и расположена штаб-квартира этой гигантской корпорации.

По понятным причинам, наш интерес обращен на музеи специфические, а именно музеи “специальной техники”. Насколько нам известно, они есть в каждой уважающей себя крупной спецслужбе. Наверняка многим из наших читателей в свое время посчастливилось побывать в музеях погранвойск, МВД, ФСБ и даже СВР... Подобные экспозиции есть и в ЦРУ, ФБР и АНБ. Но все они, как правило, являются ведомственными, закрытыми для обычных посетителей: только для “посвященных”: для своих и тех “кому можно”.

Но, оказывается, на юге Соединенных Штатов в штате Флорида есть удивительный частный музей, словно специально созданный для того, чтобы мы о нем рассказали: “Музей истории шпионской техники” Кита Мэлтона (H.Keith Melton, Historical Espionage Equipment, Jupiter, Florida, USA).

Его создатель и хранитель — Кит Мэлтон, американский бизнесмен, хозяин целой сети ресторанов “быстрого питания” на юге США. Но помимо этого у него есть очень оригинальное хобби: за многие годы он собрал не имеющую себе равных коллекцию шпионского оборудования и приспособлений, литературных источников и документов, посвященных известным разведчикам и знаменитым шпионским операциям. Со временем его коллекция превратилась в настоящий музей, где наряду с миниатюрным шпионским фотоаппаратом, умещающимся в спичечном коробке, представлена одноместная подводная лодка для проведения специальных операций в прибрежных водах противника.

Выпускник Военно-морской Академии США, Кит Мэлтон отслужил положенное и после выхода в отставку стал военным историком и экспертом в области специальных технических средств, применявшихся разведками различных стран. Он оказал существенную помощь авторам многих исторических и справочных изданий, предоставляя экспонаты своего музея в качестве наглядной иллюстрации столь необычного рода деятельности, какой является разведка.

В настоящее время он — общепризнанный авторитет в области истории “шпионской” техники. В 1991 году Кит Мэлтон был консультантом известного телевизионного сериала “Шпионы”, двадцать шесть серий которого были показаны в России по каналу НТВ в апреле этого года. В 1997 году известный образовательный канал Дискавери выпустил еще один сериал — “Война шпионов”, консультантом которого был также Кит Мэлтон.

Он член Коллегии советников Национального исторического музея разведки в Вашингтоне, консультант ЦРУ, Министерства обороны и Музея криптографии Агентства национальной безопасности США по вопросам истории технических средств разведки, активный участник многих советов, в той или иной степени связанных с историей разведки.

Наконец, Кит Мелтон — автор четырех увлекательных богато иллюстрированных книг по истории технических средств разведки, высоко оцененных специалистами разных стран:

1. Специальное оружие и оборудование ЦРУ
2. Специальное оружие и оборудование OSS* — технические средства шпионажа второй мировой войны
3. Тайная война — оружие и оборудование SOE** и OSS
4. “Последняя” книга о шпионаже (Ultimate Spy Book) ***

Примечание:

* OSS — Управление Стратегических служб, предшественник Центрального разведывательного управления.
** SOE — Британское управление специальных операций.
*** Термин “Ultimate” — можно перевести, как последний. Однако более точно идею автора отражал бы более пространный перевод: окончательный или исчерпывающий на момент рассмотрения.

В предисловии к последней книге бывший директор ЦРУ Уильям Колби особо отметил ее ценность и назвал Кита Мэлтона одним из самых выдающихся коллекционеров технических средств разведки. Он также выразил глубокую признательность автору за то, как тот достойно и всеобъемлюще представил широкой публике профессию разведчика.

Другой бывший шеф ЦРУ — Ричард Хелмс в свое время писал в предисловии к третьей книге К. Мэлтона:

С появлением новых технологий старые устройства выходят из употребления и, зачастую, предаются забвению. Мы находимся в долгу перед Китом Мэлтоном, по существу частным лицом, за время, потраченное им на поиск и приобретение этих произведений инженерного искусства, которые в настоящий момент оказались собранными в его замечательной частной коллекции.

Благодаря усилиям г-на Мэлтона эти, как правило, удивительные и, зачастую, уникальные приборы и приспособления, когда-то строго засекреченные, теперь широко представлены на страницах его книг с подробными описаниями и иллюстрациями. Предлагаемое издание (имеется в виду 3-я книга) — результат упорной 17 - летней работы Кита Мэлтона по спасению от исчезновения или забвения хитроумных технических устройств, которым вверяло свою судьбу столько сотрудников разведки. За это он заслуживает большой признательности людей и, в особенности, тех, кто когда-либо работал с этими приборами.

Такого же мнения и многие наши специалисты, ветераны российской (читай: советской) внешней разведки: Кит Мэлтон с присущим ему упорством делает очень важное дело — спасает от забвения и разрушения материальные свидетельства такой противоречивой и такой интересной области человеческой деятельности, какой является разведка. Ведь многие экспонаты его замечательного музея аккумулировали талант выдающихся ученых и инженеров своего времени. Зачастую оригинальность идей и мастерство исполнения могут поспорить с хитроумными “игрушками” легендарного Мистера Q — специалиста по “оперативной технике”, экипировавшего самого Джеймса Бонда!

Во время одного из своих визитов в Москву господин Мэлтон откликнулся на нашу просьбу и любезно разрешил ознакомить читателей нашего журнала с уникальным собранием “шпионской техники” на основе материалов упомянутых выше книг и его увлекательных рассказов об экспонатах этого удивительного музея.

С этого номера наш журнал начинает серию статей о специальных технических средствах, собранных Китом Мэлтоном. И первую из них мы посвящаем его любимому детищу “шпионским” фотоаппаратам и различным принадлежностям к ним.

Кит Мэлтон. “Последняя” книга о шпионаже (Ultimate Spy Book)

Правителям и военачальникам всех времен требовалась информация о сильных и слабых сторонах их врагов, о намерениях их противников или соперников. По этой причине разведка (или шпионаж, если хотите) имеют столь же долгую историю, что и сама цивилизация. Еще пять веков до нашей эры древний китайский стратег Сан Цу писал в своей классической книге “Искусство войны” о большом значении разведки и разведывательных сетей в стане противника. Даже в Библии содержится более сотни упоминаний о шпионах и случаях сбора разведывательной информации.

В XVI — XVII веках правители европейских монархий в борьбе за сохранение и упрочение своей власти буквально погрязли в интригах. Образовался институт иностранных посольств, от которых требовали не только исполнения официальных представительских функций, но и сочетания их со шпионажем и подрывной деятельностью. Созданные в то время разведывательные службы с большой эффективностью использовались такими выдающимися политиками, как кардинал Ришелье во Франции (1585 — 1642) и сэр Фрэнсис Волсингем в Англии (1537 — 1590)

Не смотря на постоянный технический прогресс, “технология” шпионажа по сути своей мало изменилась со времени эпохи Возрождения: для достижения успеха агент должен, прежде всего, получить доступ к секретной информации, затем похитить или скопировать ее. После этого надо незамеченным выбраться “на волю”, установить контакт со своим “куратором” и передать ему добытые материалы.

Политические, мировоззренческие и культурные изменения, происходившие в то время в Европе, стимулировали развитие “технологии” сбора разведывательной информации. Интересно, что основные принципы так называемых “многоалфавитных” шифров, сложившиеся в течение XV века, продолжали использоваться даже в начале XX столетия.

С тех пор технические средства и методы шпионажа достигли такого совершенства, о котором старые разведчики не могли даже мечтать.

Были созданы разнообразные хитроумные аппараты и приспособления: от подслушивающих устройств и аппаратов для негласной фотосъемки, до связного и шифровального оборудования, контейнеров, тайников, отмычек и даже специального оружия. Весь этот арсенал может быть легко спрятан или замаскирован, обеспечивая тем самым безопасность разведчика. Более того, даже после нахождения в тайнике в течение нескольких лет он остается вполне работоспособным.

А поскольку во второй половине XX века кадровым сотрудникам разведки и их агентам приходится действовать в исключительно сложных условиях, для них порой специально разрабатываются уникальные изделия.

Со времени своего изобретения в середине XIX века фотография неизменно играла важную роль в процессе получения разведывательной информации. И ее значение постоянно возрастало. Шпионы применяли фотоаппараты для съемки людей и военных объектов, секретных документов и чертежей, всего того, что представляло интерес для разведки. При этом успеха можно достичь лишь в том случае, когда съемка производится скрыто, незаметно для окружающих. Для этих целей требовались малогабаритные фотокамеры, легко поддающиеся камуфлированию, и, тем не менее, обеспечивающие получение фотографий высокого качества.

В своей деятельности разведывательные службы применяли фотоаппараты трех основных типов, каждый из которых соответствовал решению определенной задачи:

• миниатюрные фотоаппараты
• аппараты для негласной фотосъемки, закамуфлированные в предметах обихода
• аппараты для съемки документов

Миниатюрные фотокамеры.

Миниатюрные фотокамеры всегда широко использовались разведывательными службами. Достаточно малогабаритные, чтобы уместиться в ладони, миниатюрные фотокамеры могли быть приспособлены для решения самых разнообразных задач. Помимо общей фотографии* большинство из них могли применяться как в процессе скрытого наблюдения, так и для репродуцирования документов. Для облегчения камуфлирования в некоторых из них даже отсутствовал видоискатель, и нацеливание на объект производилось инстинктивно, благодаря мастерству оператора.

Примечание:

* под общей фотографией здесь понимается фотосъемка натурных объектов: людей и отдельных предметов, пейзажа, различных зданий и других сооружений, транспортных средств и т.п. — всего, что обычно фотографируют профессионалы и любители без применения специальной аппаратуры.

Самой знаменитой среди миниатюрных фотокамер и самой успешной по своему практическому применению, несомненно, является Minox. И, хотя первоначально он не предназначался для шпионажа, совершенство его конструкции, превосходная оптика, малые размеры сделали Minox исключительно подходящим для этих целей. Многочисленные принадлежности, выпущенные для него, позволяли использовать его как для копирования документов (репродукции), так и для объектовой съемки в сочетании с различными прикрытиями (камуфляжем).

Другим примером коммерчески производимых миниатюрных фотоаппаратов были: японский аппарат “Echo-8” в корпусе зажигалки и фотокамера выдающегося конструктора Р.Штайнека в виде ручных часов. Они активно использовались западными разведками в период “холодной войны”.

Но еще во время второй мировой войны под давлением обстоятельств, а также для решения особых задач службы разведки многих стран разрабатывали специальные миниатюрные камеры собственной конструкции, например, во Франции и США были созданы фотоаппараты “в спичечном коробке”.

Камуфлированные фотоаппараты.

Зачастую агентам и разведчикам нужны фотокамеры, которые позволяли бы им снимать объекты их заинтересованности незаметно для окружающих. Подобные аппараты могут быть спрятаны в различных бытовых предметах, например ручных сумках. Они могут быть также размещены на теле шпиона, а объектив скрыт за имитацией пуговицы или заколки для галстука. В этом случае спуск затвора производится из кармана верхней одежды при помощи дистанционного управления.

Примерами таких камер, широко применявшихся спецслужбами, являются советский F21 и западногерманский Robot. Оба аппарата были разработаны на основе довоенной немецкой конструкции и использовали пружинный двигатель для привода механизма. Многочисленные прикрытия были созданы как самими спецслужбами, так и производителем аппарата Robot.

Фотоаппараты для съемки документов.

Аппараты для репродуцирования документов могут быть выделены в отдельный класс. Некоторые из них изготавливались индивидуально по специальным заказам, другие производились фотографической промышленностью и комплектовались различными принадлежностями. При необходимости для съемки документов использовался и обычный фотоаппарат, но для достижения приемлемых результатов требовались соответствующие знания и навыки в области фотографии.

Большинство шпионов применяли для репродукции документов специальные наборы принадлежностей, размещенные в неприметных коробках или чемоданах. Обычно, эти аппараты были рассчитаны на использование людьми, не обладавшими серьезной фотографической подготовкой.

В свое время для съемки документов специалистами КГБ был создан такой маленький фотоаппарат, что его размеры оказались сравнимыми с кассетой для пленки от аппарата Minox. Понятно, что его легко можно было пронести незаметным на охраняемый объект. Позднее там же была создана оригинальная фотокамера, которой как кистью проводили по документу и таким образом производили его репродуцирование.

Камуфлированные фотоаппараты.

Как правило, шпионы использовали камуфлированные, скрыто установленные в различных предметах, аппараты для негласного фотографирования. Такой аппарат можно было спрятать под одеждой разведчика или замаскировать под какой-либо бытовой предмет. Помимо аппаратов, имевших одно единственное прикрытие, были фотокамеры, которые допускали камуфлирование в самых различных бытовых предметах. Так для аппаратов Tessina, Robot и F 21 имелись целые наборы прикрытий.

Для негласной фотосъемки могут использоваться и обычные фотоаппараты, но в сочетании со специальными приспособлениями, маскирующими зрачок объектива. Примером такого прикрытия может быть номерной знак автомобиля, некоторые элементы которого выполнены полупрозрачными — закрыты специальной стеклянной пластинкой.

Модифицированная крышка объектива фотоаппарата “Лейка”

Слово “Лейка” (Leica) на обычной крышке объектива было прорезано. Это позволяло фотографировать объекты, не снимая ее с объектива, и у окружающих создавалось впечатление, что аппаратом не пользуются.

Фотоаппарат Tessina* в сигаретной пачке.

Популярная у спецслужб всего мира швейцарская фотокамера Tessina, пожалуй, самая миниатюрная 35 мм фотокамера с мотором перемотки пленки. Она умещается в стандартной сигаретной пачке. Для прикрытия обычно используют сигареты, наиболее распространенные в данной стране и в районе предполагаемого фотографирования. Специальная металлическая рамка (своеобразное шасси) обеспечивает правильное положение объектива относительно сетки из микроскопических отверстий в боковой стенке пачки. Через нее и выполняется съемка. Спуск затвора производится нажимом в определенном месте на боковую стенку пачки, при этом может быть сделано до 10 снимков, после чего потребуется подзавод пружинного двигателя.

Примечание:

* Фотоаппарат Tessina был сконструирован тем самым Рудольфом Штайнеком, который еще в конце 40-х годов создал фотокамеру в наручных часах. Подобно швейцарским часам, Tessina отличалась высокой точностью и надежностью, о чем хотя бы говорит 5-тилетняя гарантия производителя. По материалам тестов, проведенных авторитетным американским журналом Popular Photography, миниатюрная Tessina превзошла все ожидаемые результаты для аппаратов такого класса. Не удивительно, что в 1990 году фотокамера, сконструированная более 30 лет назад, продавалась по предварительному заказу за 500 долларов США при сроке поставки 9 месяцев!

Фотоаппарат Tessina, закамуфлированный в книге.

Корпус аппарата Tessina достаточно мал, чтобы его можно было спрятать внутри книги средней толщины, вырезав для этого соответствующую нишу в страницах с текстом. Съемка производилась через отверстие, сделанное в обрезе книги. Спуск затвора осуществлялся нажимом на боковую стенку переплета.

Технические характеристики аппарата Tessina

Год выпуска

1957

Объектив

Tessinon 2,8/25 мм, угол поля зрения 53°

Размер негатива

14х21 мм

Используемая пленка

35 мм в специальных кассетах

Затвор

1/2 - 1/500 сек

Перемотка пленки

Пружинный мотор и взвод затвора

Габариты

63 х 51 х 25,4 мм

Масса-

140 гр

“Точка-58” — фотоаппарат в галстуке

Этот аппарат, созданный в КГБ, размещался на теле оператора и фотографировал через специальную булавку для галстука. В комплект входили две одинаковые булавки: через одну из них осуществлялась съемка, а вторая — использовалась повседневно. Сотрудник использовал вторую в качестве обычной булавки, чтобы окружающие привыкли к ее виду. При необходимости выполнить негласную фотосъемку он надевал фотоаппарат, при этом объектив маскировался первой булавкой. Аппарат приводился в действие пружинным мотором и был почти бесшумным.

Технические характеристики аппарата “Точка-58”

Размер негатива

8,5 х 11 мм

Используемая пленка

9,5 мм в кассетах типа “Minox”

Кассеты

Типа “Minox” емкостью 50 кадров

Скорости затвора

1/10, 1/50, 1/150 и 1/400 сек

Перемотка пленки

27 кадров последовательно при помощи пружинного двигателя и взвод затвора

Габариты

83х30х15 мм

Фотоаппарат Robot

Фотоаппарат Robot, первые модели которого появились в 1934 году, приводился в действие пружинным двигателем и позволял выполнять последовательную съемку без необходимости взводить затвор и проматывать пленку после каждого кадра. Аппарат применялся во Второй мировой войне немецкими летчиками для регистрации результатов бомбометания, а также сотрудниками немецкой разведки. Благодаря указанной особенности и возможности камуфлирования в различных бытовых предметах аппарат “Robot” использовался спецслужбами как коммунистического блока, так западных стран в первые годы “холодной войны”.

Технические характеристики аппарата Robot

Время выпуска

1969

Объектив

Xenon 40 мм f 1.9

Размер негатива

24 x 24 мм

Используемая пленка

Обычная или специальная фотопленка формата 35 мм в зависимости от области применения, 50 кадров

Затвор

Поворотного типа, 1/4 — 1/500 сек. и “В”

Перемотка пленки

При помощи двигателя с двойной пружиной и взвод затвора

Дополнительные возможности

Специальная модель с бесшумным мотором медленной перемотки пленки — изготавливается на заказ

Фотоаппарат Robot Star 50

Фотокамера Robot Star 50 — представляет собой последнюю модель с механическим приводом, созданную на базе аппаратов Robot эпохи второй мировой войны. Он позволяет сделать до 50 снимков, а его короткофокусный объектив с большой глубиной резкости обеспечивает получение четких фотографий.

Прикрытие в виде ручной сумки

Производители аппарата Robot были хорошо знакомы с формами и методами применения этих камер специальными службами и в свою очередь разработали комплекты аппаратуры с возможностью камуфлирования ее в самых разных предметах.

Показанный на фотографии комплект позволял размещать фотоаппарат Robot Star 50 в ручной сумке. Фотографирование осуществлялось через элемент фурнитуры — миниатюрную декоративную решетку. Производитель поставлял широкий ассортимент подобных прикрытий.

Портфель для проведения негласной фотосъемки

Портфель с замаскированной камерой Robot использовался американской разведкой в 50-е — 60-е годы для проведения негласной фотосъемки. Сотрудник держал портфель под мышкой и производил съемку под прямым углом к направлению предполагаемого зрения/движения. В силу того, что разведчик не мог пользоваться видоискателем, нацеливание и кадрирование выполнялось инстинктивно, благодаря навыку оператора, полученному в результате тренировок. Сотрудник должен был научиться располагать портфель правильным образом для фотографирования объекта заинтересованности. Спуск затвора осуществлялся с помощью рычажка, путем нажима на стенку портфеля.

Фотокамера в поясном ремне

Прикрытие в виде поясного ремня позволяло производить фотосъемку аппаратом Robot сквозь отверстия в фальшивой пуговице. Оно предназначалось для негласной съемки людей. В комплект входил набор запасных пуговиц для замены их на одежде оператора в соответствии с той, через которую осуществлялась фотосъемка.

F21 — аппарат для скрытой фотосъемки

Легкий малогабаритный фотоаппарат F21 был разработан специалистами КГБ на основе немецкого аппарата “Robot” образца 1948 года.

Аппарат F21 использовался для негласной фотосъемки и позволял сделать за непродолжительное время несколько последовательных снимков с помощью пружинного двигателя перемотки и взвода затвора. Для него было создано большое количество прикрытий, что позволяло применять его в самых разных ситуациях. По окончании “холодной войны” появился коммерческий вариант фотоаппарата F21 под названием “Зенит” МФ-1.

Фотоаппарат F21 и принадлежности к нему

Фотоаппарат F21 с объективами, принадлежностями и прикрытиями к нему образует развитую систему для негласной фотосъемки. Небольшие размеры в сочетании с низким уровнем шумов делают его совершенно незаметным. Из-за отсутствия видоискателя нацеливание на объект съемки выполняется инстинктивно.

Технические характеристики фотоаппарата F21

Объектив

28 2,8/28 мм, угол поля зрения 56°

Диапазон фокусировки

От 3 м до бесконечности

Размер негатива

18х24 мм

Используемая пленка

Шириной 21 мм, вырезается из обычной или специальной фотопленки формата 35 мм

Емкость кассеты

От 14 до 100 кадров в зависимости от толщины применяемой пленки

Затвор

1/10, 1/30, 1/100 сек. и “В”

Габариты

77х41 х55 мм

Масса

180 грамм

Диапазон рабочих температур

-20° С — +55° С

Камуфлирование аппарата F21 в кармане пиджака.

Пиджак, показанный на фотографии, представляет собой один из многочисленных вариантов прикрытий для аппарата F21, использовавшихся советскими спецслужбами. На лицевой панели имелась фальшивая пуговица, закрывавшая объектив. Аппарат размещался в потайном кармане, а фальшивая пуговица продевалась через специальное отверстие в поле пиджака. При нажатии на гашетку дистанционного управления, размещавшегося в другом кармане, в центре фальшивой пуговицы открывалось небольшое отверстие, через которое и производилась фотосъемка.

Прикрытие в виде кожаного футляра для обычного фотоаппарата

Разведчик надевал это прикрытие на шею и делал вид, будто не пользуется фотоаппаратом. Но внутри располагался аппарат F21, установленный на боковой стенке футляра, и позволявший фотографировать под прямым углом к его лицевой стороне. При нажатии на кнопку открывалась специальная, незаметная шторка, и производилась съемка.

Прикрытие в виде зонтика

Небольшие габариты аппарата F21 позволяли выполнять фотосъемку через маленькое отверстие в камуфляже, не привлекая внимание окружающих. Для это мог использоваться даже складной зонтик. Аппарат устанавливался в деревянном ложе специальной формы, которое размещалось внутри зонтика. Съемка производилась через небольшое отверстие в тканом чехле зонта. Оператор имел возможность фотографировать, неся зонт в руке и нажимая на спусковую кнопку сквозь ткань чехла.

Миниатюрные фотоаппараты

К миниатюрным аппаратам относятся малогабаритные фотокамеры, которые легко умещаются в кармане и используют узкую фотопленку чаще всего шириной 9,5 и 16 мм. Они очень удобны для проведения разведывательной фотосъемки и зачастую встроены (вмонтированы) в различные предметы обихода, что делает их совершенно незаметными для окружающих. В некоторых случаях в таких камерах отсутствуют некоторые привычные для бытовых фотоаппаратов детали и узлы, например, видоискатель. Это позволяет выполнить камуфлирование более удачным образом, пользователям требуется серьезная тренировка в работе с такими аппаратами, поскольку съемка выполняется тайком, исподтишка и, зачастую, в очень сложных, как говорят профессионалы, “оперативных” условиях. Для особо ответственных случаев службы разведки имеют в своем распоряжении миниатюрные фотоаппараты, изготовленные по их заказу. В остальном используются специальные или даже бытовые фотоаппараты, имеющиеся на рынке, но пригодные для решения разведывательных задач.

Фотоаппарат в ручных часах

Знаменитая фотокамера немецкого конструктора Рудольфа Штайнека — Steineck ABC, появившаяся в 1949 году, по размерам и форме напоминала ручные часы (габариты 50 х 35 мм, оправа объектива выступает над кистью руки на 20 мм). Она позволяла сделать 6 снимков на кусочке фотопленки, вырезанной в виде диска диаметром 24 мм. При съемке шпиону достаточно было сделать вид, будто он проверяет, который час.

Фотоаппарат в виде зажигалки

Фотоаппарат ЕСНО-8 в виде зажигалки, был разработан в Японии в 1951 году. В то время это была самая маленькая фотокамера на рынке. Она размещалась внутри работающей (!) зажигалки. Такой вид прикрытия был идеальным для проведения негласной фотосъемки в общественных местах и на фирмах, где использование зажигалки не вызывало никаких подозрений окружающих. Для фотографирования требовалось открыть крышку и, прикуривая сигарету, нацелить аппарат на объект и выполнить съемку.

Технические характеристики фотоаппарата ЕСНО-8

Год выпуска

1951

Выдержки

1/50, “В”

Объектив

Echo Anastigmat 3.5/15 mm

Рабочая диафрагма

1/3.5, 5.6, 8

Фокусировка

фиксированная
с насадочной линзой позволяла фотографировать с расстояния 200 мм

Пленка, формат и количество кадров

8 мм(16 мм, порезанная пополам)
20 кадров 6х6 мм

Габариты

57 х 41 х 11 мм

Масса

160 гр.

Советский фотоаппарат “Киев-30”в пачке сигарет

На фотографии представлен миниатюрный 16 мм советский фотоаппарат “Киев-30” (Киев-Вега), установленный в металлическом корпусе, имитирующем сигаретную пачку. Взвод затвора и перемотка пленки осуществлялась при помощи одной из фальшивых сигарет. Для большей убедительности в корпус камуфляжа могла укладываться одна настоящая сигарета.

Технические характеристики фотоаппарата “Киев-30”

Год выпуска

1974—83

Выдержки

1/30, 1/60,1/200 сек

Объектив

Индустар-М 3,5/23 мм

Фокусировка

0,5 - беск

Пленка, формат и количество кадров

16 мм , 13 х 17 мм

Габариты

86 х 44 х 24,5

Масса

180 гр.

Аппарат для негласной фотосъемки

Аппарат для негласной фотосъемки использовался сотрудниками КГБ с 50-х до 70-х годов. Он умещался в кулаке и нацеливался на объект инстинктивно. Он мог также размещаться на теле оператора при помощи специальных бретелей и позволял производить съемку через отверстия в фальшивой броши или пуговице. Спуск затвора и перемотка пленки осуществлялись путем нажатия большим пальцем на специальный рычажок.

Pin Hole-камера

Эта миниатюрная камера, по-видимому, применялась сотрудниками КГБ с 1980 года. В ней использована оптическая схема, применявшаяся фотографами* еще в XIX столетии: изображения формируется при помощи очень малого отверстия без использования линз (оптика Pin Hole — дословно — отверстие, проколотое булавкой). Камера состоит из четырех отсеков, в каждом из которых свое маленькое отверстие. Для оптики Pin Hole характерна очень большая глубина резкости, позволяющая фотографировать как близкие, так удаленные объекты без дополнительной фокусировки.

Примечание:

* Справедливости ради следует отметить, что этот оптический эффект известен людям со времен античной Греции и многие великие художники прошлого, включая Брунеллески, да Винчи, Дюрера и Рафаэля использовали “камеру обскуру” — помещение или большую коробку с маленьким отверстием на одной из стенок для изучения законов перспективы.

Фотоаппарат в “спичечном коробке” (Kodak X)

Во время второй мировой войны по заданию американской разведки OSS фирма Kodak разработала фотоаппарат в “спичечном коробке” в качестве альтернативы известному “шпионскому” фотоаппарату Minox, который производился в Риге с 1938 по 1941 год.

Черный металлический корпус аппарата по форме и размерам напоминал обычный коробок спичек. Для своего времени аппарат был исключительно миниатюрным, отличался точностью работы и пригодностью, как для общей, так и документальной фотосъемки. При работе можно было обходиться одной рукой: аппарат легко умещался в кулаке.

Он позволял применять неограниченное число прикрытий. Наиболее популярными из них были коробки шведских и японских спичек. Часто аппарат поставлялся и в чистом виде, когда камуфляж определялся непосредственно оператором.

Технические характеристики фотоаппарата Kodak X

Выдержки

“моментальная” 1/75 сек и “В” — от руки.

Рабочая диафрагма

1:5 и 1:11

Фокусировка

от 1,4 м до “бесконечности”

Пленка*, формат и количество кадров

16 мм, 34 негатива размером 14 х 14 мм

Габариты

60х38х22 мм

Масса

112 грамм

* Примечание:

Фотоаппарат выпускался в комплекте с 30 метрами черно-белой неперфорированной пленки Kodak Plus X и 30 метрами Super XX шириной 16 мм. В принципе могла использоваться любая 16 мм перфорированная и неперфорированная пленка подходящей чувствительности, которая наматывалась на подающую катушку аппарата. Зарядка пленки производилась непосредственно в аппарат в полной темноте без использования кассет.

На заказ поставлялся специальный штатив для документальной пленки, в последствии аппарат был дополнен портативным комплектом для проявления пленок.

Фотоаппарат Minox

Миниатюрная фотокамера Minox, представленная различными моделями, на протяжении многих лет была самым распространенным шпионским аппаратом в мире.

Изобретатель Minox латвийский инженер немецкого происхождения Вальтер Цапп (1905) увлекся задачей создания миниатюрного фотоаппарата, легко умещающегося в руке, но, тем не менее, способного делать высококачественные “моментальные” снимки.

И, хотя В. Цапп задумал Minox как аппарат общего назначения, этот “малютка”, первый коммерческий вариант* которого появился в 1938 году, вскоре стал пользоваться большим спросом у шпионов всего мира. Уже к 1939 году по всему миру разошлось более 17 тысяч этих аппаратов.

В сочетании с многочисленными принадлежностями фотоаппарат Minox мог быть легко приспособлен для выполнения широкого круга заданий по получению разведывательной информации.

До самого окончания “холодной войны” в начале 90-х годов Minox оставался одним из самых широко используемых спецслужбами фотоаппаратов, почти идеально приспособленным для съемки документов.

* Примечание:

К 1934 году ему удалось сконструировать миниатюрный механизм, отвечающий этим высоким требованиям. В 1938 году в Риге был изготовлен первый серийный образец аппарата Minox. В нем использовалась пленка шириной 9,5 мм, вчетверо уже, чем обычная 35 мм пленка для популярных в то время немецких аппаратов Лейка и Контакс. Емкость кассет в то время составляла 50 кадров. Следует отметить, что выбор фотопленки этого формата вполне понятен: в 20 — 30 годы он был достаточно распространен и использовался в любительских кинокамерах.

После начала Второй мировой войны британская разведка скупала Minox по всей Великобритании, где только возможно, а их американские коллеги, не раздумывая предлагали за него в 1942 году по 400 долларов (и это при цене на аппарат Рига — Minox в 1939 году — 79 долларов США! — во истину “охота пуще неволи”).

Недостаточные поступления аппаратов Minox для нужд американской разведки во время Второй мировой войны побудило компанию Kodak к производству модели Kodak Х — так называемой Match Box Camera (фотоаппарата в спичечном коробке).

Но это не единственное беспокойство, которое причинял рижский Minox. Оказывается его блестящий корпус из нержавеющей стали был существенным “демаскирующим фактором” при фотографировании документов. Да и качество объектива “Minostigmat” на первых моделях Minox, честно говоря, оставляло желать лучшего.

Тут, по-видимому, следует сделать одно интересное замечание: известно, что во время Второй мировой войны немецкие агенты в Анкаре использовали для съемки документов в британском посольстве не Minox, а классический аппарат Лейка образца 1937 года с резьбовым креплением объектива М39 ...

Вот почему в 1948 году, когда уже на территории ФРГ возобновился выпуск Minox в алюминиевом корпусе, на него был установлен новый объектив с высокой разрешающей способностью, что позволило существенно улучшить деталировку получаемых негативов на современных высококачественных фотопленках.

Модель “В” производилась с 1958 по 1972 год и была самой “популярной” у шпионов всего мира. В нем впервые был применен встроенный экспонометр, а поскольку для его работы не требовались источники питания, аппарат долгое время мог находиться в хранилище и, тем не менее, всегда быть готовым к работе.

* Примечание:

Здесь я бы не согласился с г-ном К.Мэлтоном. Дело в том, что в экспонометрах без источников питания (“без батареек”) используются селеновые фотоэлементы, параметры которых существенно изменяются со временем и экспонометр начинает “безбожно врать”.

Набор для проявления фотопленок Minox на свету

Используя специальный бачок Minox, шпионы могли проявлять отснятые пленки при дневном свете. Бачок не превышал по своим размерам обычной банки с пивом и вмещал небольшое количество растворов, которые заливались через светонепроницаемую воронку.

Первые увеличители Minox позволяли делать лишь небольшие увеличения с его миниатюрных негативов. После Второй мировой войны появились усовершенствованные приборы, которые допускали куда большее увеличение с новых негативных пленок с высоким разрешением.

Технические характеристики аппарата Minox

Год выпуска

1938 — 1998

Объектив

Minostigmat 3.5/15 mm (1938-41)
Complan 3.5/15 mm (1948-70)
Minox 3.5/15 mm (1970-98)

Дистанция съемки

20 см - беск

Размер негатива

8х11 мм

Используемая пленка

9,5 мм в специальных кассетах по 50 кадров
(в настоящее время по 36 кадров фирмы Agfa)

Затвор

1 — 1/1000 сек, В и Т (1938-41)
электронный 15 — 1/2000 сек, В и Т (1979-98)

Габариты

80 х 27 х 16 мм — Riga Minox (1938-41)
108 х 28 х 16 мм — Minox LX (1979-98)

Масса

130 гр. Riga Minox,
88 гр. Minox LX

Аппараты для копирования документальных материалов

Во многих случаях для копирования важных документальных материалов у шпиона есть всего несколько минут. Он может похитить их, что вернуть на место до того момента, как это может быть обнаружено, или, получив доступ к ним, скопировать их за то непродолжительное время, когда он окажется в одиночестве. Для документальной съемки могут быть использованы и фотоаппараты общего назначения, но для получения удовлетворительных результатов требуется известный навык и старание.

Специалистами разведывательных служб были разработаны специальные портативные копировальные аппараты, которые просты в работе, надежны и не требуют значительных затрат времени для копирования документов. По соображениям безопасности фотокамеры для документальной съемки могут быть сделаны предельно малых размеров или закамуфлированными, имитирующими какой либо бытовой предмет.

Прекрасным примером последнего является специальный фотоаппарат, созданный в свое время в КГБ, замаскированный в обыкновенной записной книжке, и работающий по методу “проката” по копируемой странице.

Копировальная установка С-64 “Елка”

Этот аппарат был разработан специалистами КГБ и работал от сети переменного тока с различным напряжением и даже от бортовой сети автомобиля 12 вольт. Простой в использовании он обеспечивал получение довольно хороших негативов. Благодаря шарнирной конструкции аппарат легко складывался и в нерабочем состоянии занимал мало места, целиком умещаясь внутри основания, служившего предметным столом при репродуцировании.

В сложенном состоянии аппарат не превышал по габаритам размеров большой книги, например тома энциклопедии. Экземпляр, показанный на фотографии, использовался персоналом восточногерманской разведки — Stasi.

Технические характеристики репродукционной установки С-64

Объектив

Индустар 30 мм f5,6 , угол поля зрения 50 град.

Размер негатива

18х24 мм

Пленка

Черно-белая шириной 35 мм с высокой разрешающей способностью, чувствительностью от 2 до 400 ASA (ISO)

Емкость кассет

400 кадров

Выдержки

1, 1/2, 1/5, 1/10, 1/20 и “В” от руки

Напряжение питания

220 и 127 В, 12 В (пост.)

Лампы

127 В и 12 В (пост.)

Размер снимаемого оригинала

89х64, 159х121, 242х178, 318х242

Габариты в сложенном состоянии

375 х 265 х 75 мм

Масса

не более5 кг

Копировальная установка в атташе-кейсе

Представленная на фотографии американская копировальная установка скрытно размещалась в обычном атташе-кейсе. После открывания чемодана осветители устанавливались в рабочее положение и могли питаться от электрической сети или аккумуляторной батареи. В качестве фотокамеры использовалась доработанная зеркальная камера фирмы Pentax. В ней было зафиксировано положение фокусировки и использованы нейлоновые шестерни для уменьшения уровня шумов. Этот тип репродукционной установки широко использовался различными американскими разведывательными подразделениями.

Набор для репродуцирования

Этот набор применялся сотрудниками чешской разведки при съемке документов. Для его хранения и транспортировки использовался небольшой деревянный ящик. Набор легко и быстро приводился в рабочее положение. Цветные метки на ножках штатива соответствовали положениям кольца фокусировки объектива.

Репродукционная фотокамера, использующая метод “проката” — оптической развертки

В настоящее время метод “проката” или оптической развертки, использованный в этой необычной фотокамере, назвали бы знакомым всем словом “сканирование”. Построение изображение осуществляется по тому же самому принципу, что и в компьютерных сканерах, только в качестве накопителя и хранителя информации выступает светочувствительный слой фотопленки.

Показанное на фотографии устройство позволяло скопировать до 40 страниц, после чего требовалась перезарядка кассет с пленкой. Аппарат закамуфлирован под записную книжку. В распоряжении агента была и настоящая книжка такого же вида, которой он пользовался повседневно.

Копирование документов сводилось к следующему: аппарат раскрывался, устанавливался на оригинал специальными колесиками, имевшимися на ребре переплета, и прокатывался по его поверхности. Эти колесики приводили в действие механизм камеры, а также включали встроенный источник света.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Работа спецслужб:

СБУ: АМЕРИКАНСКОГО ШПИОНА «ЗАСТУКАЛИ» ПРЯМО В ПИЖАМЕ

News image

В эпоху «холодной войны» 1960-1980-х годов минувшего столетия Комитет госбезопасности СССР и Центральное разведуправление США ...

СВР: ЗАКЛАДКА В КАМНЕ И ТАЙНИК В КАШТАНЕ

News image

Штаб-квартира украинской Службы внешней разведки расположена в живописном месте под Киевом. Отсюда и условная, сленговая «привяз...

В ШПИОНСКОМ СПЕКТАКЛЕ СОЛИРУЕТ «СОЛИСТ»

News image

25 сентября 1951 года оперативный дежурный министерства государственной безопасности Молдавской ССР принял телефонограмму из шта...

Начать придется издалека

News image

Поздней осенью 1982 года по Москве разнесся слух о небывалом происшествии: будто бы офицер КГБ арестован и осужден за бытовое уб...

Возвращение Фарэвелла

News image

Среди 47 дипломатов, объявленных правительством Франции нежелательными иностранцами, значился и первый секретарь посольства Алек...

Французский связной

News image

Жак Прево занимал пост коммерческого директора компании Thomson-CSF, разработчика электронных приборов, в том числе военного наз...

Вербовка агента:

Тактика оценки кандидата

News image

Всесторонне изучив конкретного человека, ему дают предельно взвешенную потенциальную оценку с позиций: · вероятности его верб...

Готовясь к проведению тестирования

News image

Готовясь к проведению тестирования, надо: · определить место и в соответствии с ним - цель, тему и метод (разговор или трюк) ...

Выявление кандидата

News image

Некоего конкретного человека намечают вербовать в силу: · его личных качеств; · явной оперативной необходимости; · даль...

Классическая информационная связь

News image

Классическая информационная связь осуществляется: · при персональном общении; · посредством технических средств связи (лич...

Углубление контакта

News image

В этой фазе разработки знакомства требуется создавать поводы для повторных встреч, ибо чем больше свиданий, тем сильнее вероятно...

Виды и методы вербовки

News image

Прежде всего определимся с самим понятием вербовки. Под ней следует понимать систему агентурно-оперативных мероприятий по привле...

Авторизация

Известные шпионы:

News image

Овидий Горчаков

Когда была Великая Отечественная война, Овидий являлся руководителем разведывательной группы в Польской и Германской стране, и наверняка ...

News image

Баранов Вячеслав Максимович

Баранов Вячеслав Максимович родился в 1949 году, в Минске. Закончил учебу в Военной авиашколе и является выпускником Суворовского училища...

News image

Роберт Ханссен

Сотрудник ФБР, осужденный за шпионаж в пользу СССР и России и приговоренный к пожизненному заключению. Ханссен родился в Чикаго в семье...

News image

Адольф Георгиевич Толкачев

Был рожден в тысяча девятьсот двадцать седьмом году. Уроженец города Актюбинск. Возможно он родился в поселке Тыц под Актюбинском. Работал...

More in: Биографии шпионов, Казнённые за шпионаж, Крупнейшие шпионы мира, Шпионы XX века