Одна из основных функций западных разведслужб — обеспечение политиков, принимающих решения, различной экономической развединформацией: начиная от динамики ставок на биржах и заканчивая позицией, которую следует занять в спорных торговых переговорах.
Инструкции ЦРУ от 1995 года включают в экономическую развединформацию данные о зарубежных экономических ресурсах, деятельности и политике, производстве, распределении и потреблении товаров и услуг, рабочей силе, финансах, налогообложении, коммерческих вопросах, торговле и др. Потребители этой информации — Белый дом, конгресс, госдепартамент, министерство финансов, Федеральный банк, министерство труда.
Президент США Билл Клинтон, выступая в далеком 1994 году, заявил: «Экономическая развединформация будет играть все более важную роль, помогая политикам отслеживать экономические тенденции, поддерживать американские интересы в торговых переговорах, предотвращать ущерб американским компаниям, который может быть нанесен вследствие деятельности иностранных разведывательных служб и несправедливой практики торговли». Именно администрация Клинтона создала Национальный экономический совет (NEC) в Белом доме, куда вошли аналитики ЦРУ, высшие должностные лица министерства финансов, торговли и торгового представительства США.
Но уже в 1996 году Клинтон высказывает желание Белого дома разработать новую стратегию сбора, подготовки и реализации информации (включая сближение поставщиков и потребителей развединформации), чтобы сделать конечный продукт разведки более чувствительным к потребностям того, кому он предназначен, и пересмотреть, где это возможно, давние ограничения распространения развединформации. В общем, таким образом в США был дан толчок дальнейшему развитию экономической разведки.
Классический пример экономического шпионажа — получившая огласку прослушка в октябре 1995 года Центральным разведуправлением торговых переговоров между Японией и США о возможных тарифах на японские автомобили представительского класса. Отчеты, основанные на звукозаписи, были затем переданы торговому представителю Соединенных Штатов. Американцы утверждают, что тайно собранная информация не предназначалась для использования крупными компаниями — грубо говоря, ЦРУ не работало по заказу «Дженерал Моторс», а полученные данные были отнесены к категории информации, представляющей национальный интерес.
Как отмечают американские эксперты, экономическая информация, собранная Агентством национальной безопасности (АНБ) путем электронного прослушивания международной связи и агентурным методом в течение многих лет используется политиками США для определения экономических тенденций различных государств и поддержания американских представителей, ведущих переговоры на двусторонних и многосторонних торговых сделках. В то же время признается, что в некоторых случаях экономический шпионаж помог получить прибыль и частному сектору. Примерами этого являются восстановление владений United Fruit Company в Гватемале, изгнание Мохаммеда Мосадыка в Иране, защита американо-британской нефтяной компании и другие.
Имеются иные примеры того, как усилия в области экономического шпионажа непосредственно помогли компаниям США в бизнесе. Так, в 1993-м ЦРУ стало известно, что Франция и Бразилия хотят заключить контракт на поставку радиолокационного оборудования на сумму 1,4 млрд. долл. ЦРУ тогда информировало госдепартамент, который выразил свое недовольство Бразилии. Вскоре контракт был передан американской фирме Ratheon. Еще один схожий случай: в 1990 году Индонезия рассматривала конкурирующие предложения компании AT-T и японского консорциума. Разведка сообщила, что Индонезия собиралась отдать преимущество японской стороне частично потому, что японские должностные лица в своих обещаниях увязывали выбор Джакарты с вопросом об увеличении помощи стране из Токио. Эта информация была передана представителям администрации президента Буша, и они заставили Индонезию пересмотреть свою позицию. В конечном итоге контракт был разделен между американскими и японскими участниками торгов.
В США членами разведсообщества, ведущими экономическую разведку, являются ЦРУ, госдепартамент и министерство финансов, а также Агентство национальной безопасности (АНБ) и Федеральное бюро расследований (ФБР). АНБ занимается радиоэлектронной разведкой, а ФБР— контрразведкой. Безусловно, главную роль играет ЦРУ, которое осуществляет сбор и анализ экономической развединформации. Самая большая концентрация экспертов-аналитиков в области международной экономики в правительстве США постоянно находится не в каком-либо из его исполнительных отделов, а в ЦРУ — около одной трети аналитиков разведки занимаются экономическими проблемами разного вида.
В директорате развединформации (DI) ЦРУ имеется офис транснациональной безопасности и технических вопросов (TSTI), который является органом экономической разведки. Это подразделение имеет самые широкие функции и задачи, превышающие полномочия любого другого подразделения управления. Оно охватывает экономические проблемы типа текущего контроля санкций, экономической поддержки переговоров, попыток иностранных организаций незаконно помочь своим фирмам конкурировать с американскими компаниями и сомнительной иностранной финансовой практики. Кроме того, дополнительные мероприятия экономической разведки осуществляют пять региональных офисов директората развединформации: офис африканского и латиноамериканского анализа; офис анализа Восточной Азии; офис европейского анализа; офис анализа Ближнего Востока и Южной Азии; офис славянского и евроазиатского анализа. Общее количество аналитиков, работающих над экономическими вопросами в ЦРУ, — 270 профессионалов.
Роль открытых источников в экономической разведке велика. В некоторых областях экономического анализа 95 проц. используемой информации получают именно из официальных статистических публикаций, сообщений СМИ, экспертных оценок МВФ по странам. Главный поставщик открытых исходных материалов в пределах ЦРУ — Информационная служба иностранных трансляций (FBIS), которая подчиняется директорату по науке и технике. FBIS выборочно транслирует и получает информацию из большого количества радио и телепередач, газет, научно-технических и публицистических журналов, коммерческих баз данных, книг, подпольной литературы. Негласная деятельность ЦРУ включает агентурную разведку (HUMINT), космическую съемку (IMINT) и радиоразведку (SIGINT). Космическая съемка включает спутниковые изображения. Например, когда США заинтересовались иракскими запасами нефти, спутниковая съемка иракских месторождений нефти помогла усилиям разведки.
Важным источником информации является агентурная разведка, которая ведется офицерами ЦРУ из оперативного директората. Осуществляя тайную работу за границами США, они, в частности, выяснили, что Франция давала взятки бразильским чиновникам для подписания радиолокационного контракта. Это случилось благодаря тому, что французское или бразильское должностное лицо работало на США и обеспечивало информацией американскую разведку.
Еще в 1952 году для поддержания экономической разведки ЦРУ организовало межведомственный комитет по экономической разведке (EIC), который помогает DCI в реализации иностранной экономической информации и обеспечивает поддержку агентств, ведущих международную экономическую политику. Не менее важный член разведсистемы США — госдепартамент. В его бюро разведки и исследований (INR) существует директорат анализа, имеющий офис экономического анализа. Основной источник информации — отчеты сотрудников экономических секций зарубежных представительств США.
Однако в настоящее время ЦРУ взяло на себя большинство задач госдепартамента в экономической области, и таким образом тот отступает на второй план в обработке экономической развединформации. Кроме того, как отмечают американские эксперты, в госдепартаменте ухудшилась кадровая политика: немногие чиновники, работающие в экономической сфере, являются экономистами по образованию. При поступлении на дипломатическую службу почти не учитывают специальности и квалификации. Общее количество сотрудников экономических секций дипломатической службы уменьшилось на 7,5 проц. между 1985-м и 1992 годами.
Третий член разведсообщества, включенный в экономическую разведку, — министерство финансов, которое обеспечивает посольства экономическими сообщениями через каналы госдепартамента и другие правительственные агентства, имеющие отношение к международной экономической политике. У министерства финансов есть около 400 представителей за рубежом, и оно занимается более узкой тематикой в экономической разведке, но развединформация минфина ценится значительно выше, чем госдепартамента.
Специалисты также отмечают, что подобной деятельностью занимаются и министерство торговли, и министерство сельского хозяйства США. Формально они и не входят в систему структур, добывающих экономическую развединформацию, но на практике такую работу все же ведут. Однако удельный вес их работы невелик — у каждого из них находится около 250 человек за границей.
По оценкам американских экспертов, против США экономический шпионаж ведут 23 страны. Они крадут идеи, в некоторых случаях продают их, а в большинстве — передают своим внутренним компаниям, которые затем конкурируют с американскими производителями.
Экономические правонарушения и коррупция ежегодно забирают у компаний США 260 млрд. долл. внутри страны и еще 140 млрд. долл. в зарубежных операциях. И эти цифры ежегодно увеличиваются. Согласно Американскому обществу промышленной безопасности (ASIS), начиная с 1985 года число случаев шпионажа относительно промышленных отраслей США возросло на 260 проц. Ныне количество дел об экономическом шпионаже, расследуемых ФБР увеличилось почти в два раза по сравнению с 1994 годом. К лидерам шпионажа, работающим против американских фирм, относятся Франция и Япония. Специалисты утверждают, что французская разведка (ДЖСЕ) нацелена на аэрокосмическое оборудование, промышленные инструментальные средства и процессы, компьютерную индустрию и т. п. ДЖСЕ внедряет шпионов в министерства, ведомства и загранпредставительства США, а также в американские многонациональные корпорации. При этом отмечается, что французская разведка агрессивна в своих действиях. А правительство Франции признает, что непосредственно передает захваченные секреты французским корпорациям — разведка работает и для частного сектора.
Японская же разведка действует под прикрытием министерства международной торговли и промышленности (MITI) и Японской внешнеторговой организации (JETRO). Обе организации передают собранную информацию японской промышленности. Имеются данные о том, что 80 проц. усилий японской разведки, которые направлены на Западную Европу и США, сосредоточены на промышленном шпионаже, особенно на технологических достижениях и торговых секретах. По оценкам ЦРУ, одной из предпосылок того, что Япония вытеснила Соединенные Штаты с рынка микроэлектроники, стал тот факт, что 70 проц. базовых данных для производства микрокристаллов было собрано японской разведкой.
Американские специалисты отмечают, что в последнее время и Россия сконцентрировала основные усилия на промышленном шпионаже. КГБ реорганизовал научную и технологическую разведку и преобразовался в новую организацию — Службу внешней разведки (СВР). СВР признает, что экономическая и коммерческая развединформация является одним из ее приоритетов. С базы радиоразведки в г. Лурдес (Куба) русские перехватывают банковскую и деловую информацию. Этот пункт является крупнейшим в мире российским узлом технической разведки. СВР планирует острые разведоперации и сосредотачивает свои усилия на сборе американских и западноевропейских экономических секретов. ЦРУ оценивает деятельность России как экономический шпионаж, который является интенсивным и составляет угрозу национальной безопасности. Разведывательные службы России собираются активно работать (а быть может, уже работают) с главными промышленными и финансовыми предприятиями страны, перенимая опыт Франции, Германии, Японии и Китая, которые доказали эффективность такого сотрудничества для подъема конкурентоспособности и технологического потенциала национальной экономики. К странам, ведущим промышленный шпионаж против США, американцы относят также Германию, Швейцарию, бывшую Югославию, Южную Корею, Израиль, Китай, Нидерланды, Бельгию.
Особой актуальности вопросу об экономическом шпионаже придает то, что в некоторых случаях связь между экономической разведкой и национальной безопасностью вполне определенная. Так, ведомство общего учета (GAO) недавно насчитало 54 американских подрядчика, чьи компании принадлежат иностранному капиталу. Компании заключили 657 секретных контрактов общей стоимостью 5,4 млрд. долл. и были носителями секретных технологий. Они производят программное обеспечение, являющееся системой защиты от несанкционированного пуска ядерных ракет, выполняют работы по заказу Пентагона, производят средства управления полетами для военных самолетов В-2, F-117 и F-22.
Результатом признания США угрозы экономического и промышленного шпионажа стало появление в конце 1996 года закона об экономическом шпионаже, который приравнивает воровство торгового секрета к федеральному преступлению. Лица, уличенные в шпионаже, могут быть приговорены к 10 годам тюремного заключения и штрафу в 2,5 млн. долл. Организации, совершающие такие нарушения, могут быть оштрафованы на сумму до 5 млн. долл. Как итог — эксперты отмечают, что введение в действие этого федерального закона существенно укрепило позиции американской контрразведки. Впрочем, такие, на первый взгляд, положительные тенденции имеют и обратную сторону: теперь необходимо усиливать функцию контроля за деятельностью угрожающе окрепших спецслужб.